О реакции на колонку «Осторожнее с толерантностью»

Что мне нравится в постах на «Осторожнее с толерантностью», так это то, что они в большинстве своем представляют собой диалоги. Диалог - важнейшая форма коммуникации, в которой взаимная рефлексия вскрывает мнения сторон и открывает возможность поиска общих точек.

Толерантность - понятие, смыслы которого большинству не совсем ясны. Точнее второй (!) – поверхностный смысл – всем ясен: «Я не проявляю агрессии или запретительных действий в отношении Твоей позиции». А первый смысл оказывается скрытым, хотя он никуда не исчез, и звучит он примерно так: «Я с тобой категорически не согласен, но …» Мне думается, что нам идти путем, указанным «товарищем» Грамши, не нужно. Моё отношение (допустим, христианина) к мусульманину должно определяться не высосанной из «грамшиного» пальца толерантностью, а необходимостью соблюдать закон, принятый обществом договор – право каждого на свободу совести. Практически все основные случаи возникающих противоречий между субъектами, так или иначе, учтены в современном праве. Вот право и надо соблюдать.

Второе, что нужно соблюдать, - ценностные установки, нормы морали, выработанные человечеством в течение тысячелетий и принятые им. Именно не «терпеть», а соблюдать, т.е. неукоснительно следовать им. Нам же подсовывают идеологию о том, чтобы не закон и мораль соблюдать, а те свойства и интенции каких-то групп и группок, которые с общепринятыми законами и моралью не согласуются. Эти группы и группки (множество «меньшинств») не устраивает общий и общественный договор, создающей обязательную рамку нашего поведения, а их устраивает выходящая за эти рамки вседозволенность, прививаемая сначала воспитанием терпимости к ней, а затем при помощи «грамшистов» протиснутая в закон, чтобы в конечном счете разрушить ценностную систему.

А главное, что хотелось сказать в колонке, - давайте воспитывать законопослушание и нравственность, тогда и проблем с терпимостью и нетерпимостью не возникнет. А сегодня эта проблема нам экспортирована «оттуда», чтобы мы не нравственность и законопослушание воспитывали, а терпимость.

Комментатору «alaev»: слова о том, «где заканчивается моя свобода», принадлежат не «сподвижнику Маркса», а английскому философу и экономисту Дж. Стюарту Миллю – одному из главных идеологов либерализма, т.е. философии, которая очень жестко придерживалась морали и закона.