Бесконечное уточнение демократии

«В России есть демократия. Да, она молодая, незрелая, несовершенная, неопытная, но это все-таки демократия». Дмитрий Медведев, президент России

Чем больше представители власти говорят о демократии, твердят, что она в России есть – то ли «суверенная», то ли «незрелая», – тем больше убеждаешься: они и сами понимают, что с ней не все в порядке. Что разница между тем, что сложилось за 20 лет в России, и первоначальным смыслом этого понятия слишком велика, чтобы ее можно было не замечать.

А потому требуются какие-то дополнительные определения и уточнения того, что у нас строится. Медведев, выступая в Ярославле, выделил целых пять характеристик («стандартов»). Если их сформулировать кратко, получится: гуманистическое гражданское право; модернизация; независимый суд и гуманное уголовное право; образованное и активное общество; самоидентификация граждан как жителей свободной страны.

Президент долго объяснял смысл этого не совсем ординарного набора принципов, но ни разу не упомянул простое слово «выборы». В его длинной речи это слово прозвучало лишь однажды, в самом начале: «У нас нет другого выбора».

Чтобы «демос» осуществлял пресловутую «кратию», полезны, конечно, и модернизация, и хорошее уголовное право, полезны и общественные дискуссии, о которых снова с большим жаром говорил Медведев, но все-таки нужны выборы. А с этим за годы правления Медведева лучше не стало.

Выборов как таковых стало меньше: город за городом переходят к назначению мэра. Ряды отказавшихся от прямых выборов миллионников в этом году пополнил Нижний Новгород. Горожанам позволено выбирать мэров только в отдаленных и маленьких населенных пунктах.

И выбора стало меньше. Это уже при Медведеве выбрали такой кемеровский парламент, где из 36 депутатов 35 единороссы. При нем выбрали похожий полуторапартийный московский парламент. Президент иронизировал в Ярославле по поводу парламентской демократии в Киргизии, но две революции там происходили как раз тогда, когда выборы были предсказуемы, как в России. Высокая степень непредсказуемости выборов – вот признак демократии во всем мире. И залог политической стабильности. В Кремле же по-прежнему уверены, что предсказуемость и стабильность – синонимы.