анонимное зло или зло анонимов?

Читая посты к своему и другим блогам в ЖЖ, все время остро ощущаю «подплинтусовый» уровень нашей культуры, культуры огромной массы людей. У интернета есть, среди прочих, свойство «маски», свойство делать человека невидимым, очень похожее на маски, используемые накачанными бойцами спецслужб (частных и государственных), когда они творят нечто такое, что вызывает стыд и желание прятать лицо. Это почти всегда бывает в проплаченных рейдерских захватах, все чаще бывает при явно постыдных для цивилизованной страны разгонах митингов, избиениях митингующих и их арестах. Во всех этих случаях маска – это одновременно и способ ослабить у такого «бойца» страх, получить хоть какую-то гарантию от того, что при прогулке в день отдыха со своей семьей или в одиночку вчерашний «замаскированный» спецсотрудник не будет узнан тем, кому он сломал руку в своем служебном рвении или просто от жажды получить садистский адреналин.

Так вот, интернет позволяет бить любого, глумиться над ними, оскорблять по максимуму, не рискуя быть узнанным и не боясь возмездия. Интернет создает огромное пространство обсуждений и коммуникаций. Но он создает возможность виртуального садизма, который гарантированно останется безнаказанным. Доля тех, кто делает это регулярно, кто мечется при этом от блога к блогу, чтобы успеть нагадить побольше и большему числу людей, в нашей сети просто зашкаливает. По моим оценкам это не менее 50% всех постов, что, конечно, говорит о чрезвычайно высоком уровне озлобленности населения, духовной маргинализации огромного числа людей. Эти «мразеносители» не щадят никого – ни женщин, ни детей, ни стариков, ни образцовых граждан, уважаемых и почитаемых в России и зарубежом.

Быть участниками диалога они не могут из-за очевидной недообразованности и низкого уровня IQ, но их лексического фонда, который исчерпывается несколькими десятками слов, им вполне хватает, чтобы «выразить» себя и потом сладострастно любоваться тем, «как я ему (ей) врезал!» Я не могу поймать себя на чувстве обиды или оскорбленности: обижает несправедливость, но не собачий лай; а на оскорбление может претендовать лишь тот, кто достаточно силен, чтобы не бояться получить сдачи. Посты этой публики не уличают меня в чем-то меня позорящем – они просто облаивают с визгом сдавленных голосовых связок и лязгом парфорса, который не мешает лаять, но не позволяет физически укусить. Авторы таких постов трусливы, поэтому их оскорбления анонимны, они боятся «открыть личико».

Беда этой маргинальной «духосферы» еще и в том, что «сеть» видна любому, кто хочет в нее войти, в том числе иностранцам. Представляю себе, что последние думают о нас, глядя на моральное состояние половины постов в блогах российского интернета. А еще одна беда в том, что эта маргинальная публика обесценивает политическое и гражданское значение того публичного дискурса, который обеспечивает коммуникационный потенциал Интернета. Многие хотят донести до властей (и не только) какие-то важные вопросы, одобрение, несогласие, разъяснения, предложения, «излить душу», свою рефлексию. Но пространство этого дискурса наполовину заполняет пустой, хриплый лай, что, видимо, радует консервативную часть нашей политической элиты, которую больше всего устроило бы «безмолвствование народа». Но и лай, прерывающий содержательный дискурс, тоже для нее годится как фильтр или барьер между властями и широкой публикой: до VIP-блогеров благодаря этому духовному спаму дойдет лишь меньшая часть адресованной им информации и оценок.

Мне думается, что наиболее эффективным способом стерилизации маргинального блоггера является помещение его в «дискурсный вакуум», где ни одно его слово не отвечается, т.е. его лай будет как бы билетом в один конец. Полает, полает и соскучится. Может быть, соскучится по нормальному или частично нормальному, хотя и не очень грамотному диалогу. Последнее мы стерпим, а диалог поддержим: глядишь через диалог, неизбежно включающий рефлексию, возникнет простая коммуникация и компетенция успешного участия в дискурсе. Вчерашний хам станет выкарабкиваться из своей выгребной ямы. Тогда сработает наша христианское - «ненавидящего и обидящего меня, прости!» Нас от этого не убудет, а позитивных блоггеров прибавится.