Госзакупка голосов

В демократических странах состояние экономики сильно влияет на результаты выборов. Логика проста: если жить стало лучше – голосуем за действующую власть, если хуже – за оппозицию. В России это правило не работает, свидетельствуют рейтинги первых лиц государства последних двух лет.

Отчасти потому, что у нас не совсем демократическая страна. А еще потому, что есть и другая выявленная социологами закономерность: голосование исходит не столько из оценки собственного материального положения избирателя, сколько из его мнения о состоянии экономики в целом. А это мнение создается с помощью СМИ. И если массовые телеканалы регулярно вбивают избирателю в голову, что все уже наладилось, то он склонен в это поверить, даже если денег в кармане по-прежнему мало. Ну а если правительство хоть немного расщедрится и пополнит кошелек избирателя – это почти гарантия успеха.

Судя по проекту федерального бюджета, который Минфин опубликовал на этой неделе, власти делают ставку именно на эту особенность.

Выборы нового состава Госдумы намечены на ноябрь 2011 г., выборы президента должны состояться весной 2012 г. Бюджет на 2011–2013 гг. правительство внесет в Госдуму к 1 октября. Поэтому министр финансов Алексей Кудрин совершенно справедливо рассматривает текущую экономическую ситуацию как предвыборную (цитата по Reuters): «Мы находимся в предвыборном периоде, когда есть давление на расходы в сторону их увеличения».

Прежние планы сохранить расходы на уровне 9,8 трлн руб. благополучно забыты. Расходы на 2011 г. увеличены до 10,6 трлн руб., на 2012 г. – до 11,2 трлн руб. И это явно не последнее увеличение: инфляция-то растет, бюджетники и пенсионеры будут ждать индексаций. Неудивительно, что раздел «Социальная политика» составляет более 3 трлн руб. (34,8% ожидаемых доходов) – хотя в следующем году бюджет избавится от большого груза, переложив его на плечи работодателей: страховые взносы повысятся с 26 до 34% зарплаты, не придется тратить деньги на покрытие дефицитов внебюджетных фондов (особенно Пенсионного).

Главная особенность предвыборного бюджета в том, что правительство оставляет себе гигантское поле для маневра. Во-первых, Минфин закладывает достаточно большой объем так называемых «условно утвержденных расходов» – 419,3 млрд руб. в 2012 г. и 798,4 млрд в 2013 г.

Это нераспределенные расходы бюджета, которые могут быть использованы в будущем для непредвиденных обстоятельств. Во-вторых, впервые доходы и расходы бюджета рассчитаны исходя из разных прогнозов цены на нефть (расходы – на основе цены в $75 за баррель, а доходы – в $70). Благодаря этому появляется еще один свободный резерв для предвыборных трат объемом 270 млрд руб. Его можно пустить на умасливание армии силовиков, поддержку пенсионеров и другие эффектные мероприятия.

Но как быть с дефицитом в 1,8 трлн руб.? Кудрин настаивает, что деньги на предвыборные расходы нужно изыскивать, делая ставку на приватизацию – правительство собирается выручить $50 млрд до 2016 г., т. е. около $10 млрд в год. Второй резерв – брать в долг: на 2011–2012 гг. запланированы внутренние займы на сумму 2,3 трлн руб. Проблема лишь в том, что амбициозный план приватизации может и не реализоваться. Как и программы внутренних заимствований – например, в 2010 г. Минфин за восемь месяцев смог привлечь только 203 млрд руб. при плане 935 млрд, говорится в бюллетене Центра развития.

Если источники покрытия дефицита окажутся не такими надежными, как считает правительство, нас ждут макроэкономические потрясения, сопоставимые с теми, что принес мировой кризис. Бюджет рассчитан на пределе возможностей, резервный фонд заканчивается, и любое снижение цен на нефть приведет к тому, что правительство не сможет выполнить свои повышенные предвыборные обязательства. Тогда придется рассчитывать только на магическое влияние телевизора.