Новый мэр Москвы не будет обладать навыками отчета перед населением

После опубликования «короткого списка» из четырех кандидатов «Единой России» в московские мэры вместо привычных разговоров о «кадровом голоде» внутри партии власти впору говорить о кадровой катастрофе.

Мало того что решение об отставке Юрия Лужкова оказалось неподготовленным – хваленая вертикаль забуксовала более чем на две недели, определяясь со сменщиком Лужкова. И вот среди четверки кандидатов не оказалось ни одного подлинно публичного политика, кроме Валерия Шанцева, – одни аппаратные «серые мыши». Точнее, опыт публичной политики имел Сергей Собянин – в годы работы тюменским губернатором он прославился беспощадным разгромом в своей области местного самоуправления, а в роли члена комиссии Дмитрия Козака по местному самоуправлению перенес свой опыт борьбы на всю Россию. А также первым из региональных начальников поддержал отмену губернаторских выборов. Нечего сказать, самые подходящие характеристики для нового мэра Москвы, как в воздухе нуждающейся в реанимации самостоятельного местного самоуправления и развитии выборности на всех уровнях.

Но все это было давно – Собянин вот уже пять лет как из публичной политики полностью ушел в аппаратную, переехав в столицу, которую он видел лишь из окон служебной иномарки чиновника категории А. Хотелось бы услышать о каких-то его успехах, достижениях в этой работе – кроме своевременного заноса нужных папок в кабинет начальника.

Москва – самый развитый город России с населением более чем в 10 млн человек, многие из которых состоявшиеся люди с ярко выраженным чувством собственного достоинства. Здесь роль публичной политики чрезвычайно велика. Даже Лужков понимал это, содержа собственный телеканал и регулярно используя его для прямого обращения к горожанам по разным вопросам московской жизни.

Что означает приход здесь к власти чиновника не из числа публичных политиков? Такой назначенец, приоритетом для которого будет привычная аппаратная работа, совершенно не будет обладать навыками публичного отчета о своей деятельности перед населением. Вспомним хотя бы, как год назад теперешний кандидат в мэры Людмила Швецова неуклюже объяснялась по поводу решения мэрии об отмене надбавок к пенсиям для 200 000 работающих пенсионеров. Да и Шанцев, по должности являющийся публичным политиком, проявил себя в августовской истории с пожарами не самым изящным образом.

На этой почве неизбежны конфликты – особенно когда значительная часть москвичей откровенно недовольна отставкой любимого ими Лужкова без внятного объяснения причин, а другая часть – тем, что эта отставка обернулась лишь сменой вывески, а всерьез бороться с коррупцией в Москве и возвращать выборы мэра никто не собирается.

Похоже, в Москве «вертикаль» разинула рот на кусок, который не в состоянии проглотить. Как ни крути, а выборы возвращать придется.