Время рассчитаться с советским прошлым пришло

Завтра в России День памяти жертв политических репрессий, в числе которых десятки миллионов невинных советских граждан, выживших и погибших, переживших аресты, жестокое обращение, ссылки или казненных. До недавнего времени день 30 октября был значимой датой только для немногочисленных правозащитников и части интеллигенции.

Недостаток внимания к этому дню означал, на наш взгляд, общее нежелание современной России искать примирения с тяжелыми эпизодами советского периода истории. Российское общество не уникально в этом отношении. Многим обществам нелегко дается признание неприятных сторон собственной истории. Многие общества подменяли открытое и болезненное обсуждение неловким молчанием или откровенным отрицанием преступлений прошлого. Особенность сегодняшней российской ситуации в том, что время рассчитаться с советским прошлым, как показывает наше исследование, пришло.

Ровно год назад президент Дмитрий Медведев в своем видеоблоге недвусмысленно осудил репрессии сталинской эпохи: «Миллионы людей погибли в результате террора и ложных обвинений – миллионы... Репрессиям нет оправданий». Президент дал понять, что встревожен неполнотой знания об этом трагическом времени, особенно недостатком внимания к нему со стороны молодежи. Его послание было простым: необходимо приложить больше усилий к увековечению памяти жертв сталинизма.

В апреле нынешнего года российские власти в обстановке беспрецедентной публичности говорили о расстреле сотрудниками советских спецслужб 22 000 польских военных в 1940 г. в Катыни. Польским исследователям были переданы прежде засекреченные материалы об этом преступлении.

Распространение знаний о советском прошлом и необходимость его обсуждения было одной из ведущих тем на недавних встречах международного дискуссионного клуба «Валдай», где собираются российские и западные эксперты. Участник этих встреч Сергей Караганов, близкий к руководству страны, в июле охарактеризовал Россию как «большую Катынь, усеянную по большей части безымянными могилами миллионов жертв режима». В процитированной статье, опубликованной 22 июля в «Российской газете», Караганов писал о том, как замалчивание преступлений сталинских времен мешает политическому развитию России.

Это и другие события заставляют думать, что российская политическая и интеллектуальная элита все больше склоняется к открытому и глубокому обсуждению сталинской эпохи. Именно к этому годами призывали активисты движений по защите прав человека. Но что думает об этом российское общество в целом? Помочь ответить на этот вопрос было призвано исследование Центра стратегических и международных исследований, проведенное при поддержке Фонда Форда московским «Левада-центром». Социологи опросили 2009 россиян в возрасте от 20 до 59 лет.

Результаты свидетельствуют: знания россиян о репрессиях времен Сталина достаточно ограниченны. Только 28% правильно ответили, что от репрессий так или иначе пострадали «миллионы или десятки миллионов»; 31% опрошенных назвали меньшие цифры; 24% затруднились ответить, а 17% никогда не слышали о репрессиях. Такое «беспамятство» особенно характерно для 20-летних: 35% из них никогда не слышали о репрессиях. Сложно подобрать аналогию, но представьте, что 35% немцев в свои 20 лет ничего не знали бы о развязанном Гитлером геноциде. Лучше всего информированными оказались те 14%, которые могли вспомнить о невинно арестованных родственниках. Особенно это касается тех 8%, чьи родные были сосланы в лагеря, казнены или пропали без вести: они знают о сталинской эпохе больше всех прочих групп и настроены по отношению к этому периоду особенно критически.

В обществе есть и острое желание знать больше: 45% согласились, что «важно знать о сталинской эпохе, чтобы избежать повторения ошибок прошлого». Только 24% считают, что вместо этого страна должна «двигаться вперед, не тревожа прошлое». Среди тех, кто слышал о репрессиях, 72% согласны, что российское правительство должно больше делать для того, чтобы люди осознали подлинный масштаб преступлений, и 83% уверены, что больше усилий необходимо приложить к увековечению памяти жертв.

Результаты опроса говорят о том, что общество готово к широкой дискуссии о сталинской эпохе, которую Медведев попытался начать год назад. Правозащитники и гражданские активисты могут воспрянуть духом: их усилия наконец оценены обществом и поддержаны на высшем уровне. В самом деле, мы обнаружили, что общество с симпатией и уважением относится к деятельности защитников прав человека в этой сфере. Все данные свидетельствуют о том, что коалиция из активистов правозащитного движения, ученых и чиновников способна разработать как общенациональную, так и местные стратегии по распространению информации и о жертвах, и о преступниках с помощью школьного образования, памятников, искусства и СМИ. Один из подходов – подтолкнуть те 16% населения, которые не знают, были ли их родственники жертвами сталинского режима, к поискам сведений о своей семье, пользуясь возможностями нового российского закона о свободе информации.

Узнать больше о прошлом – значит сделать первый шаг к настоящей десталинизации. Перед российскими политиками, общественностью и правозащитниками открываются большие возможности по совместной работе над освещением истории СССР. Если этот шанс будет использован, россияне смогут преподать другим странам урок того, как общество может примириться с мучительными страницами своего прошлого и сделать выбор в пользу правды, а не замалчивания.