От споров о демократии пора перейти к дискуссии о счастье

В спорах про суверенную демократию я не участвовал. Появилась "глобальная демократия" и хочется еще меньше. Но все-таки два слова нужно добавить к правильной редакционной статье "Ведомостей". Удивительно, что новый термин ввел в оборот тот же самый сотрудник администрации России, который ввел термин "суверенная демократия". Но ведь глобальная - это противоположность суверенной! Тут даже если захочешь поучаствовать в разговоре, не сможешь. 

Впрочем, если подумать, то можно и согласиться. Хорошо, когда человек и открывает дискуссию, и закрывает ее сам. Ни прибавить, ни отнять. Можно переходить к следующей дискуссии.

Мне кажется, мы в России сильно отстаем от мира в дискуссии о счастье. О счастье существует, пожалуй, не меньше литературы, чем о демократии. И есть рейтинги, о которых можно спорить. Вот, например, этот. И вот этот. Странно, что в России этим пока мало заняты уполномоченные по общественному мнению. Потенциал очень большой. И он уже осваивается коллегами из Азии и Европы. Не говоря уже о США, где право стремиться к счастью было с самого начала борьбы за независимость внесено в декларацию независимости.  

Президент Франции собирается заменить ВВП уровнем благополучия граждан. Об этом составлен нашумевший доклад очень уважаемых людей Амартии Сена, Джозефа Стиглица и Жан-Поля Фитусси. В Британии, где стремление к счастью как общественному благу было сформулировано лет 300 назад, теперь тоже вернулись к теме. Премьер-министр Дэвид Кемерон заказал национальному статистическому агентству исследование уровня удовлетворенности жизнью в стране. Он собирается учитывать уровень счастья, принимая политические решения (главные из них пока связаны с сокращением расходов бюджета). Власти Бутана начали практику повышения счастья уже довольно давно. В этой стране есть комиссия по "валовому национальному счастью" - вот она

Простор для дискуссии большой и она уже открыта хотя бы тем обстоятельством, что правительству России придется сокращать расходы бюджета.