Главная проблема космической индустрии в отсутствии команды управленцев

Авария постигла самую известную российскую космическую программу «Глонасс» в момент, когда до полного развертывания группировки навигационных спутников оставался один шаг. Собственно, им и должен был стать запуск трех спутников «Ураган-М» ракетой «Протон», который завершился неудачей 5 декабря. Если бы он прошел удачно, впервые с начала 90-х российская спутниковая навигационная система обеспечила бы круглосуточный прием сигнала на всей Земле.

На перспективах программы неудача не скажется, вероятно, окончательный ввод в строй спутниковой группировки сдвинется примерно на полгода. Продолжится и разработка более долговечного спутника «Ураган-К», который должен заменить «Ураган-М». А вот на судьбе руководителя Роскосмоса Анатолия Перминова эта неудача может сказаться – никогда еще Кремль не давал публичных указаний разобраться с выполнением космических программ по итогам неудачного пуска. Крайне сомнительной выглядит история со страхованием запуска. Роскосмос уверяет, что риски были застрахованы должным образом в мало известной до этого на рынке компании «Спутник» и был заключен договор о перестраховании, однако какие-либо подробности не сообщаются. Возможно, Перминова уволят после проверки Роскосмоса, к которой приступает Генпрокуратура.

Проблемой отрасли, некогда бывшей гордостью страны, является не личность ее руководителя, а отсутствие должного количества способных молодых управленцев. Не случайно, когда снова поползли слухи об отставке Перминова, от знающих проблемы отрасли людей приходилось слышать, что сильного сменщика ему нет. На второе место среди проблем космической индустрии можно поставить дефицит и возраст инженеров, ученых и рабочих. По-прежнему существует отставание в ряде важнейших технологий, которое невозможно быстро преодолеть. А вот нехватка финансирования уже не является главной проблемой, на тот же «Глонасс» правительство увеличило расходы в разы. Разрыв между растущими расходами и скромными результатами стал, вероятно, главной причиной, почему в Кремле внезапно обратили внимание на неудачный воскресный запуск «Протона».