Почему Россия все еще великая держава

В России издавна так повелось – верховная власть заявляет: «У нас все хорошо», а власть на местах поддакивает. Публика же знает, что все совсем иначе, и молчит. Но вот настали небывалые времена, когда о том, что мы пришли к застою, заявила сама власть. Как теперь себя вести? Смешались и те, кто привык поддакивать, в смущении и молчаливое большинство. Это ясно из последнего опроса.

«Что сейчас происходит в России?» – спросил «Левада-центр». «Рост и развитие», – был главный ответ среди среднего и нижнего руководства (36%). Им вторят в публике те 24%, кто привык поддерживать начальственный оптимизм, в особенности служилый народ (35%). Еще 34% начальников выбрали пароль недавних лет: «Стабилизация». И с ними поспешили согласиться прежде всего зажиточные люди (35%), для которых оные годы были «тучными». А в целом поддержали это определение 29%.

С прозвучавшим же с самого верха горьким заключением, что у нас «торможение и застой», из низового начальства согласились лишь 23%. Слабо поддержали эту критику застоя столичные жители (18%). Но вот где президентское слово отозвалось всего громче: в небольших городах (41%), среди беднейшего населения (39%), среди массовых групп, таких как рабочие и пенсионеры (34%). Оттого получилось, что в целом по населению России это определение «застой» поддержано относительным большинством (32%). А неудовлетворение тем, что «в целом происходит сейчас в стране», выразило большинство абсолютное – 59%. У разных групп разные причины для недовольства, но в основном это неудовлетворенность «экономическим курсом руководства страны» (61%). А в отношении «нынешнего политического курса руководства страны» преобладает позитивная оценка (удовлетворены 48%, не удовлетворены 44%).

Что хорошего видят граждане в политическом курсе? Они полагают, что Россия теперь играет серьезную роль в решении международных проблем («решающую» – считают 9%, «довольно важную» – 53%). Вообще-то россияне в принципе не против того, чтобы обменять статус «великой державы, которую уважают и побаиваются другие страны» (38%) на положение «страны с высоким уровнем жизни, пусть и не одной из самых сильных стран мира» (59%). Но достичь этого высокого уровня все никак не удается – и приходится находить утешение в том, что рассматривают как признание нашего величия. Поэтому столько чувств вкладывается в вопрос, согласятся или нет международные спортивные организации проводить у нас свои главные мероприятия, и их согласие оказывается нашей крупнейшей политической победой. И пусть у нас далеко не самый высокий уровень жизни, пусть у нас застой, но зато на вопрос: «Является ли Россия в настоящее время великой державой?» – большинство из нас (55%) отвечают «да», особенно часто в столице (67%). Не собирает это мнение большинства лишь в малых городах, среди рабочих, а также среди руководящих работников среднего и нижнего звена. Что-то их не устраивает.