Интернет 2.0 и национализм

О трэше и гламуре социальных движений рассказывает автор книги "Глэм-капитализм" Дмитрий Иванов

Последние события, происходившие преимущественно вокруг храмов потребления - ТЦ "Охотный ряд" и ТЦ "Европейский" в Москве, вызвали большой общественный резонанс. Когда эмоции слегка приутихли, можно посмотреть на события с точки зрения функционирования социальных общностей и движений.

Дмитрий Иванов, доктор социологии, профессор факультета социологии СПбГУ, автор книг «Виртуализация общества» и «Глэм-капитализм»:

Последние события симптоматичны: два типа социально-политических процессов вступают в конфликт. Есть политика имиджей и презентаций, а есть реальные нужды и интересы людей. Надо понимать, что убийство футбольного фаната — лишь повод. Повод для всплеска активности альтернативных движений, не встраивающихся в сложившийся режим глэм-демократии. На фоне политического гламура, обволакивающего через СМИ наше общество, насильственные акции предстают пугающим трэшем. Но на самом деле они просто возвращают в политику ее исконную функцию – борьбу за доминирование, которая была подменена имиджмейкингом, брендингом и тому подобными политтехнологиями.

Футбольные фанаты — одно из таких альтернативных движений. Сюда же относятся скинхэды, антифа, группы, объединяющиеся под именем «кавказцы» и так далее. С «кавказцами» вообще интересно: они сами стали использовать долгое время внушаемую милицейскими сводками и репортажами в СМИ виртуальную идентичность. Нет такой общности «кавказцы». Народы Кавказа у себя дома по-разному относятся друг к другу: кто-то дружит, кто-то, наоборот, враждует. Почему же им в Москве нужно объединяться?

Одно из основных свойств этих альтернативных движений в том, что они ситуативны и событийны. Они возникают только по поводу конкретного события. У них нет никаких рутинных организаций или съездов, они вообще существуют как серии акций, поэтому с ними трудно совладать бюрократам и правоохранителям, привыкшим к сдерживанию конвенциональной оппозиции, которую можно «прессовать» обысками в офисах или отклонением заявок на проведение митингов. Это не так называемые «новые социальные движения», вроде экологических или правозащитных. Это сверхновые движения, которые альтер-социальны, они создают альтернативу и антисоциальному гламуру нашей «вертикали власти» и выстроенного по этой оси клиентского общества потребителей, и традиционно понимаемой социальности того гражданского общества, горизонталь которого в нашем политическом пространстве так и не оформилась.

Безусловно, важную роль в партизанской тактике альтер-социальных движений играет использование интернета, дающего возможность быстро мобилизоваться и столь же быстро растворяться в «каменных джунглях». Интернет первого поколения, так называемый Web 1.0 предоставлял возможность доступа к созданным профессионалами ресурсам. Web 2.0 дает возможность пользователям самим создавать контент, что и привело к интенсивному развитию так называемых социальных сетей. Конечно, правоохранительные органы тоже могут пользоваться этими сетями для отслеживания коммуникаций экстремистов. Но сетей много, аккаунтов в них можно создавать много, и тут вопрос только в скорости. Идет типичная борьба оружия и противооружия. И можно предположить, что к моменту когда будет установлен эффективный контроль за сетями Web 2.0, появится Web 3.0, где пользователи будут сами создавать платформы для размещения контента и предоставлять доступ только «своим». Так что тогда придется иметь дело уже с альтер-социальными сетями, а не с простодушными в своей открытости интернет-ресурсами сегодняшнего дня. Но пока что мы видим, как в социальных сетях футбольные фанаты могут быстро создать аккаунты с мобильного телефона, передать необходимую информацию и также быстро все это удалять.

Вообще, прошедшие акции не первые такого плана. Было много выступлений и до этого, но это первая по-настоящему массовая акция. Полагаю, что эти процессы будут нарастать. Следующий кризис перепроизводства будет лет через 6-8 (существуют объективные циклические процессы, исходя из которых можно предсказывать наступление кризиса). По времени это получается в районе 2017 г., когда будет идти очередная предвыборная кампания. К этому моменту в стране будет еще больше молодежи, которую не устраивает тот политический гламур нашей суверенной бюрократии, который адресован электорату старшего возраста. И в связи с этим есть два варианта — либо система перехватит приемы и тактику альтер-социальных движений (неуклюжий пример этого — имитационное движение «Наши»), либо будет революция, цветами которой могут стать, скажем, красный и белый - спартаковские или синий, белый и голубой - зенитовские.