Популизм требует расходов

Русские народные сказки учат, что у каждого выбора есть своя цена: налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь – жизнь потеряешь, прямо пойдешь – жив будешь, да себя позабудешь.

Наше правительство сейчас, как Илья Муромец, на развилке. Налоги повысишь – экономика окончательно захиреет, пенсионеров обидишь – социальные протесты перед выборами получишь, влезешь в долги или включишь печатный станок – профукаешь прежние достижения. Но без денег не провести ни Олимпиаду, ни чемпионат мира по футболу, ни обещанную гонку вооружений.

Что делать?

Очень важную развилку Россия прошла в 2009 г.: именно тогда доходы бюджета и ВВП двинулись вниз, а расходы – вверх. Принято считать, что в «тучные нулевые» правительство развратили обильные нефтяные доходы. Но на самом деле власти вплоть до 2007 г. очень успешно сопротивлялись соблазну их разбазаривать. По расчетам Евсея Гурвича из Экономической экспертной группы, в 2004–2008 гг. доходы федерального бюджета увеличились в реальном выражении на 84% – в два с лишним раза больше, чем физический объем ВВП. Но бюджетные расходы вплоть до 2007 г. на рост доходов почти не реагировали. Зато потом стали расти на 30% в год и в прошлом году уверенно обогнали доходы. Это и привело к нынешней развилке: если пять лет назад бюджет был сбалансирован при цене нефти $20, то теперь она должна стоить в пять раз больше, чтобы государство могло выполнить свои щедрые обещания.

Именно чрезмерная щедрость бюджета ведет нас к катастрофе. На так называемую национальную экономику тратится 16% бюджета, но почему-то экономика на это никак не реагирует. Пенсионные расходы уже достигли такой величины, что скоро весь Минфин будет работать только на Пенсионный фонд, превратившись в один из его департаментов. А со следующего года резко вырастут и без того немаленькие расходы на национальную оборону. Плюс, не забываем, Олимпиада, плюс чемпионат мира по футболу, а еще саммит АТЭС во Владивостоке... Универсиада в Казани... Чемпионат мира по легкой атлетике... Иными словами, наша бюджетная политика сделала резкий поворот к наращиванию социальных и «геополитических» расходов. Ни те ни другие на развитие экономики не работают.

Совершенно непродуктивные инвестиции предлагается профинансировать за счет повышения налогов, т. е. ценой уменьшения ресурсов, имеющихся в распоряжении наиболее продуктивной части экономики – тех, кто создает экономические ценности.

Происходит, по сути, вытеснение частного сектора: государство отнимает деньги у тех, кто способен их зарабатывать, и перераспределяет в пользу неэффективно работающих компаний и армии неработающих граждан – чиновников, пенсионеров, военных, милиционеров.

Помимо разрушительных последствий для экономики такая политика дополнительно демотивирует экономически (и социально) активную часть общества. Бизнес в России и сейчас не имеет моральной поддержки. Правительство всеми своими действиями демонстрирует, что не делает ставки на развитие частного предпринимательства. Отношение власти к бизнесу исключительно потребительское, причем с оттенком презрения. Это отношение открыто транслируется властью и хорошо считывается россиянами: в нашей стране уровень предпринимательской активности, по данным Global Entrepreneurship Monitor, составляет всего 3,9% (доля экономически активного населения, имеющего собственное дело), тогда как в среднем в ресурсно-ориентированных экономиках этот показатель достигает 18%. Печально даже не то, что предпринимательская активность россиян одна из самых низких в мире, а то, что она остается на этом уровне все последние годы и не демонстрирует никаких признаков роста.

Хорошо, что в экономическом блоке правительства нет согласия насчет бюджетной политики: есть надежда, что спор профессионалов приведет к сколько-нибудь разумному решению. Проблема в том, что в партии бездумных обещателей состоят самые влиятельные люди страны и именно они диктуют профессионалам условия задачи.