В России появится новый национальный чемпион

События вокруг «Уралкалия» разворачиваются поистине с ураганной скоростью. Менее полугода назад компания принадлежала Дмитрию Рыболовлеву, и, казалось, никаких изменений ждать не стоило. Но 11 июня предприниматель продал 53% акций из имевшихся 63% Сулейману Керимову и двум его партнерам – Александру Несису и Филарету Гальчеву. В августе сменили хозяев 44% акций другого российского производителя хлористого калия – «Сильвинита». Бумаги, контролировавшиеся ранее членом совета директоров компании Петром Кондрашовым, перешли партнерам Керимова – Зелимхану Муцоеву и Анатолию Скурову. А в понедельник «Уралкалий» и «Сильвинит» объявили о намерении объединиться к середине следующего года. Новая компания станет крупнейшим поставщиком калия на мировой рынок и третьей в мире по объему производства и капитализации.

Теперь остались формальности. Необходимо одобрение акционеров обеих компаний (внеочередные собрания пройдут 4 февраля), российского правительства и антимонопольных регуляторов ряда стран. Неприятностей если и можно ждать, то только от акционеров «Сильвинита». Вчера Ассоциация по защите прав инвесторов призвала их не голосовать за сделку. Ведь в объединенной компании им достанется всего 36%. Впрочем, вряд ли «Сильвинит» оценен несправедливо. Ведь не стоит забывать, что на обмен согласились партнеры Керимова – Муцоев и Скуров. Вряд ли они пошли на сделку, ущемляющую их права.

Так что через полгода у нас наверняка появится еще один «национальный чемпион». Но самый главный вопрос – как участники сделки намерены монетизировать свои инвестиции? Ведь большинство из них, включая самого Керимова, финансовые инвесторы. А найти покупателя на единственного в России производителя калия будет ох как непросто. Пока известно лишь об одном возможном инвесторе – Rio Tinto. Горнорудный гигант может приобрести миноритарную долю, а в среднесрочной перспективе замахнуться и на контрольный пакет. Но для этого должен кардинально измениться климат в стране, ведь сейчас власти не дают иностранцам покупать крупные сырьевые активы в России. Но наверняка у Керимова есть в запасе и другой план. В конце концов, рентабельность калийного бизнеса настольно высока, что только за счет дивидендов удастся отбить инвестиции за несколько лет. А там, глядишь, и кто-то в России созреет до покупки «Уралкалия». В конце концов, нельзя исключать, что калийным бизнесом решит единолично заняться кто-то из нынешних совладельцев «Уралкалия» или «Сильвинита».