Прогнозы наступивших ситуаций

Официальные представители аэропортов «Шереметьево» и «Домодедово» уверяют, что их работа нормализуется после перебоев, вызванных отключением электричества и атмосферными аномалиями. Вместе с милицией они опровергают появившиеся в интернете сообщения о волнениях и драках, устроенных пассажирами, возмущенными длительными задержками рейсов и пребыванием в переполненных залах ожидания. Блогеры из числа незадачливых путешественников продолжают жаловаться на неполную информацию и некомпетентность персонала. Хаос в аэропортах создал куда худшую ситуацию, чем летний коллапс из-за пробки на Ленинградском шоссе. Как и тогда, первые лица государства и профильные чиновники обратили внимание на неурядицы московского аэроузла спустя три дня после их возникновения. Теперь прокуроры по поручению Дмитрия Медведева проверяют аэропорты, а у министра транспорта Игоря Левитина появились вопросы к менеджменту «Домодедово»: «После того как погас свет, нужно было закрывать аэропорт и туда чтобы никто не ехал».

Хочется надеяться, что прокурорский десант и внимание бюрократов ускорят посадку уставших пассажиров и впоследствии – нерадивых менеджеров и чиновников.

Но многочасовые и даже многодневные задержки авиарейсов – не единственные плоды работы генерала Мороза. В Центральной России без света, тепла и воды оказались сотни тысяч человек, с перебоями ходил наземный городской и пригородный транспорт. Сейчас чиновники спешат отчитаться, что готовы к повторным ударам стихии. Например, заместитель мэра Москвы Петр Бирюков пообещал, что нависшие над проводами обледеневшие деревья будут спилены.

Лучше поздно, чем никогда, но сейчас важнее разобраться, чем вызван хаос в аэропортах и гигантские перерывы в электро- и теплоснабжении населения.

Конечно, налицо стихия, с которой не могли справиться авиакомпании и аэропорты и западных стран. Достаточно вспомнить недавние массовые задержки рейсов в немецких, английских, французских и американских аэропортах из-за снегопадов или майские – из-за извержения вулкана в Исландии. Но там недовольство не переросло в беспорядки, несмотря на долгое ожидание. Причина проста: для большинства путешественников невыносимо не только опоздание к пункту назначения, но и неясные перспективы отъезда.

В иностранных воздушных гаванях от пассажиров не скрывали печального положения дел, они не мучились неизвестностью. Местные жители получили возможность вернуться домой до возобновления полетов, многие из оставшихся могли выбирать между ожиданием (при большем, чем в российских аэропортах, комфорте) и использованием других видов транспорта.

Наши пассажиры испытывали острый недостаток достоверной информации о вылете, иногда они оставались в вакууме, иногда им просто лгали.

Но информационная недостаточность проявляется не только в этом. Российская система прогнозирования, профилактики и раннего предупреждения чрезвычайных ситуаций регулярно оказывается бессильной перед сезонным форс-мажором, будь то аномальная засуха и лесные пожары летом или мощные снегопады и ледяные дожди зимой. Российские бюрократы всегда готовы только к тому, чтобы ликвидировать потушенные пожары и очищать растаявший снег. Чрезвычайная ситуация для них – удачная возможность получить дополнительные средства на закупку техники и амуниции.

МЧС не выпустило накануне субботы экстренного предупреждения о налипании мокрого снега и ледяной корки на провода и дороги, оно появилось на сайте ведомства только вчера. Будем надеяться, что оно предотвратит повторение коллапса. Зато в понедельник, в разгар хаоса в аэропортах, министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу объявил, что ему нужны 800 000 добровольцев-пожарных, чтобы закрыть все населенные пункты. Неплохая предусмотрительность, только запоздалая – вот если бы главный спасатель России объявил это прошлой зимой!