Мнения
Бесплатный
Майя Кучерская

Что бывает при отсутствии спроса на качественную литературу...

Что ждет нас в наступившем литературном году? К концу ноября Виктор Пелевин напишет новый роман, о котором все скажут: вот эта книга уж точно лучше его предыдущих! Потому что сказать о Пелевине давно нечего, последние 15 лет он пишет примерно о том же, независимо от того, о Боге, победителе беспилотных самолетов, гламуре или дискурсе ведет речь.

Ушедший год показал: при отсутствии широкого спроса на качественную литературу будет происходить то, что и произошло. Вместо песни – матерная частушка, вместо лучшего романа года – повествование о лядвиях и елде.

Хотя скандал, подобный букеровскому, в 2011-м году случится вряд ли. К новому премиальному сезону вышло сразу несколько очень разных, но сильных романов – «Письмовник» Михаила Шишкина, «Легкая голова» Ольги Славниковой, «Остромов, или Ученик чародея» Дмитрия Быкова, «Зеленый шатер» Людмилы Улицкой. Это очень хорошо. Хорошо, что у нас есть писатели, которые пишут регулярно и профессионально.

И все же ни один из названных романов, независимо от места в рейтингах продаж, не заставит читающую публику заговорить о нем хором, рвать его друг у друга из рук, взолнованно обсуждать за дружеским ужином.  И трудно ожидать, что тот же «Зеленый шатер», например – повествование о диссидентах – произведет на читающую публику впечатление сопоставимое с «Даниэлем Штайном».  

Значит это, что по большому счету в нашей литературной жизни все равно будет царить апатия, предсказуемость, провинциальность. Три, четыре, даже пять хороших романов заменить живой литературный процесс не могут.

И все же абсолютно просчитать траекторию пути литературы невозможно. Но если и случится приятная неожиданность, если будет написан действительно потрясающий русский роман, то случится это не как результат литературного процесса – его нет. Наоборот, Другой роман окажется веселым незаконнорожденным ребенком. И, скорее всего, это будет плод сожительства классической русской литературы (от которой куда уж деться!) и современного европейского романа. 

 

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать