За "процент Михалкова" еще поспорят

За последний месяц главный сборщик авторских денег в стране – Российское авторское общество (РАО) лишилось сразу двух источников дохода. Суд отозвал у него, а точнее у учрежденных им Всероссийской организации интеллектуальной собственности и Российского союза правообладателей (РСП), аккредитацию на сбор денег в пользу исполнителей и аккредитацию на сбор денег с импортеров техники и чистых дисков. Только с импортеров, по собственной оценке РСП, общество могло собирать около $100 млн в год. Примерно столько же в 2009 г. собрало для авторов РАО. По Гражданскому кодексу авторы и исполнители должны получать справедливое вознаграждение за то, что их музыка, к примеру, звучит в радиоэфире, в ресторанах, или за то, что их фильмы копируются «в личных целях» с DVD-диска на жесткий диск компьютера. Следить за соблюдением справедливости и должны аккредитованные организации. За свои услуги они получают около 25% собранных денег, что на все три организации могло было составлять около $75 млн в год. Неудивительно, что за такой куш идет война.

Воюет с РАО старый конкурент. До введения госаккредитации в начале 2008 г. авторские деньги собирали десятки организаций, конкурировавших друг с другом. Одни из самых влиятельных – Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ) и его ответвление, Российское общество по смежным правам (РОСП). Когда РАО стало получать аккредитации одну за одной, эти компании стали терять бизнес. Казалось, у РОСП был неплохой шанс получить аккредитацию по технике, им даже удалось договориться с таможней, но тут у РАО появился мощный союзник в лице Никиты Михалкова (он давно лоббировал идею передавать часть денег от продажи чистых дисков на развитие отечественного кино), и карты смешались. Зато в суде конкурентам РАО удалось добиться своего: именно по искам РОУПИ и РОСП были отозваны аккредитации у организаций, связанных с РАО. Теперь конкурсы придется проводить заново, практически начинать с чистого диска. Чья возьмет?