Собянинская оттепель

Индикатор снижения уровня коррупции - в возможности воплощать проекты в жизнь.

На деловом завтраке с Сергеем Собяниным, устроенном в Давосе Сбербанком, приглашенные российские бизнесмены приняли участие в голосовании, посвященном актуальным проблемам столицы. На первое место вышла коррупция. Комментируют участники мероприятия.

Давид Якобашвили, совладелец "Вимм-билль-данна":

Я очень уважаю Юрия Лужкова, он многое сделал, но при нем застой был жуткий, скорее всего, не по его вине, но был. В течение восьми лет я не мог воплотить в жизнь ни одного проекта по вложению денег в Москву, которые я предлагал. Водили по кругу без конца с документами: год пройдет, ответа нет, документы не годятся, нужно новые. От такого любой инвестор убежит. Так что не удивительно, что на первом месте среди основных проблем Москвы по итогам голосования участников на встрече с Сергеем Собяниным оказалась коррупция. Я тоже за нее голосовал.

Коррупция, несомненно, больше пугает иностранных инвесторов, российские как-то привыкли к ней, но все равно даже наши бизнесмены считают, что «не по чину берут». Это вечная проблема, с древнейших времен, но можно же хотя бы снизить уровень коррупции до разумного уровня, чтобы все было «по чину».

Индикатором снижения уровня коррупции будет то, насколько беспрепятственно будут проходить предлагаемые бизнесом проекты. Сейчас я имею надежду осуществить хотя бы часть своих проектов. Не буду подробно о них рассказывать, пока они не начали воплощаться в жизнь. Среди социокультурных проектов — об этом могу рассказать — есть строительство музея, которое раньше не складывалось. Вот если я начну строить музей в апреле-мае, значит, процесс пошел и застой преодолевается. Но выводы делать пока рано, первые итоги можно будет подвести в конце года или в крайнем случае не раньше лета.

Кроме коррупции есть и другие проблемы у города — инфраструктура, перегруженный трафик, неоправданная бюрократизированность. Снижение уровня коррупции должно сказаться и на решении этих проблем: сможем построить больше дорог, больше ЛЭП, больше канализации.

У Москвы лучевое расположение дорог, и поэтому очень большая проблема с трафиком, а в дополнение к ней — с паркингом. По нему нет законодательства - когда инвестор хочет вложиться в паркинг, он не знает, за что может брать деньги, за что нет. Люди не привыкли деньги платить за стоянку, им удобнее поставить машину в третьем ряду и перекрыть движение вообще. Нужен свод жестких законодательных решений по этому поводу. Париж расположен, как Москва, но там нет таких пробок. Во-первых, там есть где ставить машины, во-вторых, там никто не ставит машины на обочине, как у нас — культура такая и полицейские это контролируют, так как у них есть законодательный инструмент для этого. У нас придет работник ГИБДД, оштрафует — и все. Некоторые отдадут эти 1500 руб. в день и будет стоять дальше.

Что касается привлечения инвестиций в Россию, о которых говорил и [президент] Дмитрий Медведев, то в первую очередь речь о Москве, так как 80% всех денежных потоков проходит через столицу. Развитие регионов зависит от активности самих губернаторов.

Леонид Казинец, президент "Баркли":

Коррупция - хоть и не единственная проблема, но одна из самых значимых для Москвы и России в целом, особенно для иностранных инвесторов. По результатам другого интерактивного голосования, проходившего во время завтрака Сбербанка РФ, около половины опрошенных среди главных российских проблем также отметили непрозрачность судебных решений, что частично связано с коррупцией. В такой ситуации у инвестора, естественно, возникает вопрос: «А кто защитит инвестиции?» Это первый вопрос любого банкира и инвестора, еще с 18 века.

Одним из индикаторов снижения уровни коррупции в Москве могут быть антимонопольные органы. Когда я общаюсь с представителями ФАС, они говорят о количестве претензий, которые к ним поступают по проведенным тендерам, по госзакупкам, которые, по их мнению, произошли с теми или иными нарушениями. Еще один сигнал — сокращение негативных публикаций в СМИ, особенно западных. Сейчас только ленивый не говорит, что хорошо бы инвестировать, да вот есть проблема коррупции.

Если коррупция действительно начнет снижаться, результат не заставит себя ждать. Известно, что снижение коррупции на 1% приводит к возрастанию валового продукта на 4%, по крайней мере, на ранних этапах. Также можно сказать, что увеличение прозрачности госзаказов и госзакупок приведет к тому, что качество услуг, предоставляемых государственными органами вырастет, а стоимость их как минимум не увеличится. Речь о медицине, образовании, транспорте, ЖКХ — то, что волнует потребителей.

Речь в Давосе шла не только о Москве. Конечно, Москва — безусловный центр финансовых потоков, но производство будут размещать не в столице, а регионах, географически более удобных — это Сибирь (близко к сырью, близко к сбыту, удобная логистика), Урал (транспортное соединение Востока и Запада), Нижний Новгород (очень мощный производственный центр, много производств оборонки, химическое производство, производство общего назначения еще с советских времен — там сейчас много инвестиций), Калуга (как пример западных инвестиций в автопром и новые технологии), портовые города. То есть большинство производства будет размещаться в регионах, а основные финансовые и интеллектуальные активы будут концентрироваться в Москве, которая сыграет роль одного из международных финансовых центров.