Мнения
Бесплатный
Никита Белых
Статья опубликована в № 2784 от 03.02.2011 под заголовком: Обязательства: День и год учителя

Страховым отчислениям с зарплат учителей – льготную ставку!

Уходящий в историю 2010-й был, напомню, годом учителя. Во всех регионах страны наверняка прошли по этому поводу мероприятия разной степени пафосности. Разумеется, не стала исключением и Кировская область. Тем более что регион – один из лидеров по качеству среднего образования в стране: об этом говорят результаты единого госэкзамена и итоги Всероссийской олимпиады школьников. Мы уверенно в первой десятке среди субъектов Федерации.

Я пользуюсь не только отчетами органов власти, но и своими каналами обратной связи: от личных встреч до писем в интернете. Могу сказать, что главная проблема в сфере образования – и по версии областного департамента образования, и по версии самих учителей – низкий уровень оплаты труда. По данным Федеральной службы статистики, по итогам 2009 г. начисленная зарплата в сфере среднего образования – 12 900 руб. (72% от средней по стране), а в Кировской области – 8300 (соотношение со средней по региону примерно такое же). Заметного движения в плане повышения зарплат в год учителя не произошло. Оплата труда педагогов ненамного перекрывает прожиточный минимум и не дотягивает до среднего уровня зарплат не только в экономике, но и в ряде других бюджетных сфер. В такой ситуации эффективность образовательных новаций стремительно уменьшается.

На мой взгляд, учителя с точки зрения уровня оплаты труда – самая проблемная категория бюджетников. Конечно, зарплаты в медицине тоже должны быть выше, но они и сейчас выше, чем у педагогов (по данным той же статистики – 15 500 руб.), и понятно, за счет каких ресурсов будут повышаться. В рамках федеральных средств на модернизацию здравоохранения, которые предусмотрены для всех регионов, значительная часть пойдет как раз на повышение уровня оплаты труда. По предварительным расчетам, за счет этих денег в Кировской области средняя зарплата врачей к концу 2012 г. вырастет на 25%. К тому же учреждения здравоохранения за счет оказания платных услуг способны корректировать доход своих сотрудников в большую сторону.

Меньше учителей получают работники сферы культуры – библиотекари, музейные работники и т. д. Но их в разы меньше, чем педагогов. А значит, у регионов больше возможностей за счет собственных ресурсов вводить какие-то доплаты, специальные программы и т. д.

Системно же решить вопрос с существенным увеличением уровня зарплат учителей регионы в подавляющем своем большинстве не способны. Возможны отдельные меры. Например, в Кировской области в рамках идеологии «поддержки лучших» (т. е. не просто повышаем доход, но и формируем стимул к профессиональному росту) мы планируем с нового учебного года ввести доплаты учителям высшей категории, дополнительные выплаты уже получают заслуженные учителя, победители профессиональных конкурсов, педагоги, подготовившие победителей олимпиад, и т. д. С января 2011 г. мы предоставили всем педагогам право на бесплатный безлимитный домашний интернет и т. д. Но это не меняет ситуацию в корне. А для того, чтобы привести уровень зарплаты педагогов к среднему по экономике региона, в Кировской области потребуется дополнительно 1,5 млрд руб. ежегодно. При том что образование уже сейчас самая крупная статья расходов консолидированного бюджета (10 млрд руб. – 25% всех трат), а дефицит бюджета составляет 3,5 млрд. Очевидно, что в краткосрочной перспективе такую сумму мы найти не сможем.

С 1 июля зарплата педагогов будет увеличена на 6,5%. Это шаг вперед, но тоже явно недостаточный. У меня есть предложение, как сделать повышение зарплат более ощутимым для учителей. Как известно, с 1 января существенно (в общем случае – с 26 до 34%, а для малого бизнеса – с 14 до 34%) увеличены обязательные страховые взносы во внебюджетные фонды. Для работников системы образования работодателем в конечном счете является бюджет, на который и ложится обязанность по уплате этих взносов.

Эта мера вызвала, скажем так, неоднозначную реакцию и бурную общественную дискуссию. Напомню, президент Дмитрий Медведев в своем ежегодном послании Федеральному собранию в декабре прошлого года заявил, что в целях «смягчения отрицательных последствий» этого решения для малого бизнеса, работающего в производственной и социальной сфере, будет предусмотрен «двухлетний переходный период с установлением более низкой ставки взносов на уровне 26%». А еще в списке льготников – научные организации при вузах, инновационные организации в проекте «Сколково».

Учителя – это в некотором смысле сочетание социальной сферы, науки, инноваций. Почему бы не установить льготную ставку и на отчисления с их зарплат? При условии, что эти деньги останутся в системе образования и целевым образом пойдут на увеличение зарплат именно учительскому корпусу. По предварительным расчетам, принятие такого решения позволило бы в Кировской области увеличить зарплату не на 6,5% со второго полугодия, а на 15–20%. Через два года льготный период мог бы быть закончен, а задача регионов была бы в том, чтобы за это время найти собственные источники для поддержания и роста уровня оплаты труда. В принципе, потенциал для этого есть – по оценке Министерства регионального развития, уровень неэффективных расходов в системе образования составляет около 20%. А в таких регионах, как Кировская область, с большой площадью, низкой плотностью населения и значительным числом малокомплектных школ, он объективно выше.

Естественно, принятие такого решения приведет к появлению выпадающих доходов у внебюджетных фондов. Но, во-первых, мера временная, предлагается всего на два года, после чего средства начнут поступать в ранее запланированном объеме. Во-вторых, увеличение уровня доходов учителей позволит более активно продвигать такие программы, как, например, государственное софинансирование пенсий или дополнительное медицинское страхование, а это возможность дополнительного притока средств, по сути, в те же «пострадавшие» направления. В-третьих, часть средств вернется в бюджетную систему в виде налога на доходы физлиц.

Письмо с обоснованием этого своего предложения я направил президенту Дмитрию Медведеву.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать