Совет по правам человека при президенте изучит громкие уголовные дела

Президентский Совет по развитию гражданского общества и правам человека наделен новыми полномочиями. Теперь члены cовета могут проводить экспертизу законопроектов, касающихся соблюдения прав и свобод человека, и резонансных дел и докладывать о результатах Дмитрию Медведеву. Проверка законодательных новелл вроде бы приближает функции cовета к полномочиям Общественной палаты, но совет будет проверять те инициативы, которые уже рассматривает одна из палат парламента. Совет, как показала история с поправками в законодательство о некоммерческих организациях, может сыграть положительную роль, но ее не стоит переоценивать. В отличие от Общественной палаты у него нет аппарата, способного постоянно отслеживать законопроекты.

Конечно, важнее другая функция – экспертиза громких уголовных и, возможно, гражданских дел, которые вызывают большой общественный интерес. Независимый взгляд авторитетных правоведов (члены совета Тамара Морщакова и Мара Полякова – среди них), которые в отличие от адвокатов и обвинения не заинтересованы в исходе процесса, на соблюдение законности при расследовании дела и его рассмотрении в суде представляется полезным.

Но будущая экспертиза и ее влияние на рассмотрение дела вызывают немало вопросов. Президентский указ позволяет членам совета запрашивать необходимую информацию и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти регионов и должностных лиц, а также требовать от них своевременного предоставления информации и материалов. Право третьих лиц знакомиться с судебными и следственными документами установлено законами и закреплено решением Верховного суда от 3 апреля 2007 г., однако, как показала работа Общественной палаты, чиновники до введения административных санкций нередко игнорируют запросы.

Но ключевой вопрос экспертиз – как они будут востребованы. Решения совета носят рекомендательный характер, а значит, могут быть использованы не только для публичного анализа громких дел, но и для успокоения общественного мнения.