Мнения
Бесплатный
Андрей Панов
Статья опубликована в № 2784 от 03.02.2011 под заголовком: Аттестат зрелости: Стандартный испуг

Положение об образовательном стандарте написано ужасным языком

Сложно не заметить, какую бурю возмущения вызвал новый федеральный государственный образовательный стандарт. Обращение весьма уважаемых людей на имя президента, премьера, спикера Госдумы и министра образования; 10 000 комментариев к первому посту в Livejournal, тысячи перепостов и т. д.

Я уже писал, что в стремлении написать большой, занудный, все запутывающий (местами просто идиотский) документ нашим чиновникам нет равных. Меня просто оторопь берет при мысли о том, сколько времени было убито людьми, комментирующими, обсуждающими и подписавшими обращение, на прочтение 80-страничного талмуда бюрократической писанины.

Итак, по поводу чего, собственно, возмущение. Все просто: в обязательной части образовательной программы старших классов теперь будет только четыре строго обязательных предмета: «Россия в мире», ОБЖ, физкультура и индивидуальный проект. Еще шесть или семь предметов ученик будет набирать из шести групп, причем из каждой группы может быть выбрано не более двух предметов. Группы такие: русский и литература; иностранные языки; обществознание, история, география, экономика, право; математика и информатика, алгебра и начала матанализа, геометрия; естествознание, химия, физика, биология и экология; предмет по выбору.

На первый взгляд кажется полным бредом. Клянусь, у меня в школе были одновременно химия, физика и биология в одной четверти. Точно так же, как и алгебра, геометрия и матанализ.

Здесь я сделаю оговорку, что у меня не было нескольких дней на подробное изучение документа и, может, то, что я напишу дальше, и неверно, поскольку где-то зарыта еще одна собака, все дезавуирующая. Но вот что я еще вычитал в этом стандарте.

Все эти четыре обязательных предмета и шесть или семь предметов по выбору – это лишь 40% всей программы. Остальные 60% формирует сама школа с целью «способствовать развитию личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальных способностей; углублению, расширению, специализации систематических знаний в выбранной области научного знания...». Иными словами, учи чему угодно и как угодно. Хочешь алгебру – пожалуйста, хочешь санскрит – еще лучше.

То есть выходит, что любителям животных разрешили теперь вплоть до 60% своего времени заниматься биологией, но все равно заставляют в старших классах выбрать одну математику, один иностранный, русский или литературу и т. д. И что в этом плохого? Мне это очень напоминает работу спецшкол, которые и раньше действовали по похожему принципу. Те же родители, которым не нравятся спецшколы, могут отдать детей в общеобразовательные школы, где можно будет выбрать по три предмета из каждой группы.

Хотя, даже если я прав, подобный стандарт образования не имеет права на жизнь хотя бы в силу своего убогого языка. Вот, например, пассаж оттуда: одна из целей программы духовно-нравственного развития – «готовность обучающихся противостоять деструктивным воздействиям внешней социальной среды, СМИ, формальных и неформальных объединений». Газеты-то чем виноваты?

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more