Положение об образовательном стандарте написано ужасным языком


Сложно не заметить, какую бурю возмущения вызвал новый федеральный государственный образовательный стандарт. Обращение весьма уважаемых людей на имя президента, премьера, спикера Госдумы и министра образования; 10 000 комментариев к первому посту в Livejournal, тысячи перепостов и т. д.

Я уже писал, что в стремлении написать большой, занудный, все запутывающий (местами просто идиотский) документ нашим чиновникам нет равных. Меня просто оторопь берет при мысли о том, сколько времени было убито людьми, комментирующими, обсуждающими и подписавшими обращение, на прочтение 80-страничного талмуда бюрократической писанины.

Итак, по поводу чего, собственно, возмущение. Все просто: в обязательной части образовательной программы старших классов теперь будет только четыре строго обязательных предмета: «Россия в мире», ОБЖ, физкультура и индивидуальный проект. Еще шесть или семь предметов ученик будет набирать из шести групп, причем из каждой группы может быть выбрано не более двух предметов. Группы такие: русский и литература; иностранные языки; обществознание, история, география, экономика, право; математика и информатика, алгебра и начала матанализа, геометрия; естествознание, химия, физика, биология и экология; предмет по выбору.

На первый взгляд кажется полным бредом. Клянусь, у меня в школе были одновременно химия, физика и биология в одной четверти. Точно так же, как и алгебра, геометрия и матанализ.

Здесь я сделаю оговорку, что у меня не было нескольких дней на подробное изучение документа и, может, то, что я напишу дальше, и неверно, поскольку где-то зарыта еще одна собака, все дезавуирующая. Но вот что я еще вычитал в этом стандарте.

Все эти четыре обязательных предмета и шесть или семь предметов по выбору – это лишь 40% всей программы. Остальные 60% формирует сама школа с целью «способствовать развитию личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальных способностей; углублению, расширению, специализации систематических знаний в выбранной области научного знания...». Иными словами, учи чему угодно и как угодно. Хочешь алгебру – пожалуйста, хочешь санскрит – еще лучше.

То есть выходит, что любителям животных разрешили теперь вплоть до 60% своего времени заниматься биологией, но все равно заставляют в старших классах выбрать одну математику, один иностранный, русский или литературу и т. д. И что в этом плохого? Мне это очень напоминает работу спецшкол, которые и раньше действовали по похожему принципу. Те же родители, которым не нравятся спецшколы, могут отдать детей в общеобразовательные школы, где можно будет выбрать по три предмета из каждой группы.

Хотя, даже если я прав, подобный стандарт образования не имеет права на жизнь хотя бы в силу своего убогого языка. Вот, например, пассаж оттуда: одна из целей программы духовно-нравственного развития – «готовность обучающихся противостоять деструктивным воздействиям внешней социальной среды, СМИ, формальных и неформальных объединений». Газеты-то чем виноваты?