РПЦ дает отпор богохульству

На завершившемся Архиерейском соборе принят документ об «отношении Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви».

Если бы Всероссийское общество филателистов (например) приняло на своем съезде решение особым образом реагировать на клевету в собственный адрес, вряд ли этот факт был даже замечен. С точки зрения закона Русская православная церковь от общества филателистов не слишком отличается, но из-за соборного документа уже поднялась тревога.

Можно, конечно, предположить, что это враг рода человеческого не дремлет и пытается помешать благому начинанию воинства Христова. Однако чудесная симфония властей и «земной церкви» указывает на совсем другие причины всеобщих опасений и предчувствий угрозы. Сегодня перед нами внутренний документ, завтра – не поможет ли государство претворению анафемы в жизнь? Тем более, что взывает этот документ о «формировании законодательных норм», регулирующих отношения верующих и их оскорбителей.

Текст «Отношения…» составлен довольно осторожно, клевета и критика в нем аккуратно разделены. Но вот вопрос – кому же он все-таки адресован? Люди верующие и так хорошо знают, как страшен грех богохульства. Значит, эти тщательные разъяснения – для неверующих. Но для них рассуждения о богохульстве – бессмыслица: как может существовать хула на Того, Кого, по их убеждению, вообще нет? Поэтому – что бы ни говорили высокопоставленные комментаторы в сане – в документе все же предпринята попытка окормить отпавших или даже вовсе чужих овец и щелкнуть кнутом.

Сам текст свидетельствует об этом. Например, среди действий, которыми предлагается ответить на богохульство есть и такое: «предание каноническим прещениям виновных в греховных деяниях, если они являются православными христианами».

Зачем здесь «если»? Понятно, что под каноническое прещение подпадают исключительно те, кто сам признает себя субъектом церковного права. Но почему тогда «если они являются православными христианами»? А если не являются, то что? Договаривайте уж до конца!

Не менее загадочен и другой фрагмент, в котором тоже описывается, как дать отпор клевете и богохульству: «Благословение мирян и их организаций на мирное гражданское противодействие богохульству как разновидности унижения человеческого достоинства верующих и оскорбления их религиозных чувств». А здесь о чем речь? Уж не о православных ли пикетах хоругвеносцев, скандирующем: «Ату его!»?

Впрочем, есть в документе Собора и золотые слова.

«Самым приемлемым и действенным способом противодействия богохульству людей, не принадлежащих к Церкви, является личный пример праведной и богобоязненной жизни самих христиан, «дабы заграждать уста противников» (1 Тим. 6, 1; 1 Пет. 3, 1-2; Рим. 2, 24).

Но разве не этого так жадно, но пока тщетно все и ждут? Да если бы только уста им преграждали кротость, праведность, бессребренничество, любовь, терпение, ангельская доброта их архипастырей и пастырей, все журналисты давно уже погрузились в сладостное безмолвие, воздав сердечную хвалу еще недавно неведомому, но наконец открывшемуся им Богу.