Кулаком по столу как метод антимонопольного регулирования

ФАС возбудила дела против "Роснефти", "Лукойла", "Газпром нефти"

Против «Роснефти», «Лукойла» и «Газпром нефти» вчера поздно вечером были возбуждены дела в связи с необоснованным, по мнению Федеральной антимонопольной службы (ФАС), завышением цен на топливо. Насколько эффективно российское антимонопольное регулирование в отношении роста цен?

Дмитрий Бадовский, заместитель директора Института социальных систем:

Это очередное проявление модели ручного госуправления, которая сейчас доминирует в российской экономике. Степень жесткости реакции на повышение цен на топливо связана с предвыборным годом. Ясно, что вся эта проблематика [рост цен на топливо и как следствие на все остальное] создает напряжение настроений в обществе.

Думаю, что люди и в правительстве, и в администрации президента, и сами лидеры государства понимают, что если разбираться с проблемой роста цен на топливо стратегически и полноценно, то нужно обсуждать проблемы ценообразования, бизнес-среды, развития самой нефтянки, антимонопольной политики и налоговой системы. Налоги очень сильно влияют на цены, налоговая система у нас нуждается в реформировании. Но это все долгосрочные вещи, на них сейчас нет времени.

Сейчас логика принятия решений более краткосрочная и политически обусловленная. Все понимают, что речь идет не о стратегическом решении этих проблем, а о ситуативном ручном регулировании с целью снять напряжение в обществе в рамках подготовки к выборам. Необходимо сделать так, чтобы все эти компании вели себя правильно в ответственный период. Что и будет сделано.

А вот вопрос о том, будут ли названные проблемы решаться стратегически, откладывается на время после выборов. Это определит, при какой модели мы будем жить — при авторитарной или при демократической? Пока что все делается руками, кулаком по столу и с помощью неформальных договоренностей. Можно понимать, что это временные меры, а потом мы начнем использовать инструменты рыночного регулирования экономики. А можно быть удовлетворенным такой моделью и в отношении будущего.

Что касается последствий для нефтяных компаний, то предшествующий опыт показывает, что аналогичные ситуации ничем страшным не заканчивались — ФАС рвала и метала, а потом все мирно договаривались. Не исключено, что в рамках мер устрашения могут быть кадровые перестановки в подконтрольных государству субъектах экономики.

Главное, чтобы все умерили свои амбиции и аппетиты, чтобы не было излишнего социально-политического давления. И все это будет сделано, по крайней мере, частично.

Плюс сейчас начало года — традиционно у нас начинается история с ростом цен, а потом все успокаиваются. К концу года это уже не будет важным. Потому что к повышенным ценам на бензин для автовладельцев еще добавится транспортный налог, который почему-то перенесли на 1 декабря. На мой взгляд, с политической точки зрения очень неразумно заставлять людей платить транспортный налог накануне выборов. Возможно, так как пока не было общественных проявлений по этому поводу, степень важности этого не оценили. Но когда будут общественные проявления, будет уже поздно. Возможно, мы с вами осенью увидим, как будут мучить губернаторов за то, что они способствовали повышению транспортного налога у себя в регионах. Это будет событием, аналогичным тому, что произошло сейчас с нефтяными компаниями.

Вадим Новиков, старший научный советник АНХ при Правительстве РФ, член экспертного совета при правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции:

Главный вопрос состоит даже не в эффективности антимонопольного регулирования, а в том, должно ли антимонопольное регулирование выступать в роли тарифного регулирования? Пока что антимонопольное регулирование в нашей стране таковым и является. По опыту известно, что тарифное регулирование в любой сфере имеет негативные последствия — как в краткосрочном плане (это дефицит товара), так и в долгосрочном плане (заниженные цены влияют на будущие объемы производства).

Возбуждение дел против нефтяных компаний следует рассматривать в контексте приближающихся выборов. Первый этап антимонопольной борьбы пришелся на разгар экономического кризиса, потом все успокоились, а сейчас ждут выборов.

Если говорить о работе ФАС, то судя по прошлым нефтяным делам эта служба работает не всегда аккуратно. Во-первых, иногда получается так, что внимание обращают только на половину правды. Например, когда снижались цены на бензин, российские компании обвинялись в том, что они снижают цены медленнее, чем в США. При этом не учитывалось, что отставание — это общий показатель российской экономики: все процессы у нас медленнее, в том числе и изменение цен на бензин.

Во-вторых, когда ФАС выдвигает обвинения в адрес компаний, зачастую в этих обвинениях присутствуют далеко не все необходимые аргументы. Поэтому в судах ФАС часто проигрывает — там не разбираются в сложных экономических вещах, а просто смотрят на формальное наличие необходимых доказательств, которые не всегда есть.

И в-третьих, часть утверждений ФАСа в принципе весьма спорны, например, когда они проводят границы товарных рынков.