Конкурентное преимущество ЕС – компетенция

Экономический кризис окончательно продемонстрировал усиление растущих экономик. Постоянные члены Совета Безопасности ООН или страны «восьмерки» уже не могут решать общемировые вопросы. Растущие экономики бросают вызов существовавшей ранее иерархии доминирования и уже заняли свое место в числе стран «двадцатки» и на других форумах.

Экономике ЕС и России необходимо приспосабливаться к новым глобальным структурам, многополярному миру, в котором решающую роль играет сила экономики и мысли. Экономика России составляет около 2,5% от мировой экономики, и результаты модернизации еще впереди. Показатели роста экономики Европы отстают от показателей роста многих стран Азии. ЕС и Россия теряют свои позиции и в области демографии. Им необходимо найти новые способы сохранить свое положение.

Бренд Европы пострадал во время кризиса, однако ДНК Европы остается невредимой. Много говорят о том, что Европа переживает период упадка и что начавшееся десятилетие станет торжеством Азии. Действительно, можно сказать, что «ремни безопасности» некоторых стран ЕС оказались не пристегнуты в момент вхождения в зону турбулентности экономического кризиса и повреждений не удалось избежать. Но в Европе сейчас существует глубокое взаимопонимание по вопросу, что следует делать в экономике. Нам нужны ответственное управление финансовой системой и устойчивый экономический рост.

Кризис убедил страны ЕС в том, что Европе необходимо повышать степень интегрированности. Наша европейская ДНК проведет нас сквозь трудные времена. Мы сможем усилить интеграцию и занять свое место там, где решаются глобальные проблемы. ЕС должен быть способным предлагать хорошие решения глобальных проблем и создавать эффективные сети взаимодействия с теми, кто преследует те же цели. Ни один из наших общих глобальных вызовов – изменение климата или уменьшение бедности – не может быть решен без ноу-хау и разделения ответственности. Нужны хорошие решения и хорошие союзники. ЕС и Россия могут больше делать вместе.

Подъем азиатских экономик отчасти основан на нашей компетенции. Нет причин впадать в пессимизм или принижать значение Европы. Европейский след наших идей в мире – наши ценности, инновации, структуры и методы корпоративного управления – гораздо больше, чем численность нашего населения. Увеличившееся присутствие европейских компаний в странах со стремительно растущей экономикой отчасти объясняет их подъем и скорость развития. В глобальном масштабе мы по-прежнему в авангарде технологий, хотя и отстаем по показателям роста.

ЕС и Россия нужны друг другу для того, чтобы сохранить свое положение. Сотрудничество следует строить на принципе нахождения общей выгоды, в соответствии с концепцией win-win – обоюдного выигрыша, а не на том, чтобы диктовать условия этого сотрудничества.

Часто на встречах с коллегами – министрами иностранных дел мне приходится отвечать на вопрос о взаимоотношениях Финляндии и России. Почему они такие хорошие? В наших отношениях были трудные времена, но сейчас они стали современными, эффективными и стабильными, и мы можем ими гордиться. В наших отношениях есть, по крайней мере, три важных измерения:

1) Наши президенты, премьер-министры и министры регулярно встречаются. При необходимости мы можем позвонить или отправить смс-сообщение своим коллегам. Между нашими странами нет нерешенных политических вопросов. У соседей время от времени возникают практические задачи, которые требуют решения, но обе наши страны способны подходить к этим ситуациям прагматично. Между органами власти всех уровней установлены эффективно работающие связи.

2) Торговля и инвестиции являются основными двигателями наших взаимоотношений. Российский импорт из Финляндии составил с января по ноябрь прошлого года $4,1 млрд, что больше, чем импорт России из Великобритании, Нидерландов, Бразилии или Казахстана. В части инвестиций мы являемся одним из крупнейших инвесторов среди стран ЕС. Объем инвестиций составляет около 7 млрд евро.

3) В прошлом году нами было выдано 751 000 виз только в Санкт-Петербурге и почти миллион в целом, так что россияне являются самой многочисленной группой туристов в Финляндии. Среди граждан наших стран существует большой интерес друг к другу.

Хорошие отношения с Россией и те возможности, которые Россия перед нами открывает, являются важной составляющей благосостояния Финляндии. Я искренне надеюсь, что Россия также считает, что хорошие отношения с Финляндией поддерживают благополучие страны.

У Финляндии есть много того, что можно было бы дать России. Мы видим себя стратегическим партнером России, мы участвуем в развитии многих ключевых секторов экономики, таких как производство электроэнергии, атомная энергетика и промышленность, судостроение, железные дороги, лесная промышленность. Я упомянул лишь некоторые из них. Сотрудничество в области освоения арктических территорий могло бы стать следующей сферой стратегического партнерства.

Россия – это расположенный по соседству растущий рынок, являющийся чрезвычайно важным для роста многих компаний и их рыночной стоимости. Есть много финских компаний, у которых большая часть доходов поступает из России, а не из Финляндии. Есть и такие, у которых сотрудников в России больше, чем в Финляндии. Финские компании обеспечивают работой десятки тысяч россиян.

Конечно, история и географическая близость также объясняют наши хорошие отношения. Многие финские компании работали в Санкт-Петербурге еще до революции, когда Санкт-Петербург для Финляндии был столицей. Финляндия привозит в Санкт-Петербург лучшее, что у нее есть.