Мнения
Бесплатный
Максим Трудолюбов
Статья опубликована в № 2790 от 11.02.2011 под заголовком: От редактора: Максимизируй ближнего своего

Нужно ли церкви учиться у бизнеса или бизнесу – у церкви

Ко второй годовщине интронизации патриарха Московского Кирилла нам прислали статью, и мы решили ее напечатать. Обычно мы так не делаем – статьи заказываются авторам и отбираются к публикации за актуальность и качество, а не потому, что у кого-то юбилей. В юбилей лучше поднять тост за именинника, чем публиковать в его честь написанный пиарщиком текст. Но этот документ, по-моему, заслуживает публикации.

В статье нет информации, есть только язык – чистая стихия именования. Успехи церкви за отчетный период состоят, таким образом, в наречении старых вещей новыми именами, выбранными в произвольном порядке из русско-английского словаря. У церкви есть менеджмент, и он оптимизирует управленческую систему, он модернизирует все вокруг, снижает издержки и максимизирует прибыль. Церковь, кроме того, становится объектом стратегических инвестиций как «аутентичный для местной среды социокультурный ресурс». Одновременно церковь еще и выходит на IPO. И вводит новую политику транспарентности (межсоборное присутствие) по отношению к инвесторам.

Так не говорят даже на Уолл-стрит, но если так пишут православные пиарщики, то, наверное, священноначалию (т. е. священноменеджменту!) хочется выглядеть в глазах будущих прихожан (т. е. перспективных инвесторов) по-деловому. Не мне судить, насколько действенна эта стратегия. Я думал, бизнесу, доказавшему во время кризиса, насколько бесчеловечным он может быть, есть чему поучиться у церкви. Но выходит, наоборот. Может быть, это блестящая стратегия.

Да и сам текст полезен как назидательное чтение для всех, кто пишет о реформах и составляет речи президентам и министрам. Я много раз слышал выступления чиновников, состоящие из «гринфилдов», «оптимизации» и «транспарентности», и не мог ничего понять. Прочтите эту статью о «церковном IPO» и почувствуйте – именно так представители России часто выглядят на форуме в Давосе и на других международных конференциях. Говоря вежливо, выглядят как жонглеры словами.

А что же этот текст говорит о самой церкви? Кому, как не церковным людям, знать, насколько весомыми бывают слова? Именем можно помочь и вдохновить, а можно смутить и запутать. Я как часть «референтной паствы» хотел бы от церкви первого и не хотел бы второго.

Вместо того чтобы слушать на полуанглийском языке об «эффективности работы церковных структур», я бы хотел услышать на русском языке службу – хотя бы иногда, чтобы всем, кто приходит в храм, было ясно, что за песнопениями есть и вполне определенное и древнее послание. Я хотел бы на русском языке услышать мнение человека опытного в духовной жизни о том, как нам добиться общественного мира в многонациональной стране. В России трудно живется среднему человеку. У него очень мало друзей и много врагов. Он каждый день сталкивается с несправедливостью, жестокостью и ненавистью. А часто и сам передает ненависть дальше по цепочке. Средний человек видит немыслимое воровство, преступления и полную безнаказанность так называемой элиты. И он благодаря телевизору знает, что многие ее представители являются, так сказать, «стратегическими прихожанами» церкви. Средний человек в России не доверяет другому среднему человеку – у нас показатель недоверия один из самых высоких в мире. Заняться бы возвращением доверия ближнего и его, так сказать, «максимизацией».

Российское общество нужно лечить от множества болезней. Многие из этих болезней, кстати, связаны с безжалостной «оптимизацией» и жестоким «менеджментом», вполне обычным в царстве мамоны. Нужно ли церкви учиться у бизнеса или бизнесу – у церкви? Я думаю, последнее все-таки вернее. Православная церковь могла бы быть одним из врачей общества. Было бы утешением видеть, что она хотя бы стремится им быть.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more