Мубарак не справился с внешним давлением

Чего ждать от принявших власть военных?

Хосни Мубарак покинул пост президента Египта, стало известно в пятницу вечером из выступления Омара Сулеймана по национальному телевидению. В четверг вечером Мубарак передал ему полномочия, но выразил желание сохранить пост до сентября 2011 г.

Ирина Абрамова, замдиректора Института Африки РАН по научной работе:

Уход Мубарака - не лучший выход из этой ситуации. Армия бы его, несомненно, поддержала, ведь в отличие от Туниса, где армия была на третьем месте после секретной службы и полиции, в Египте армия занимает особое, привилегированное положение. Да и у власти начиная с июльской революции 1952 г. находился офицер. Мубарак, видимо, колебался, задействовать армию или нет, и в итоге решил не задействовать, так как не захотел кровопролития на старости лет. Он ожидал более спокойной реакции, но не получилось.

Причина случившегося не только в социальных проблемах. Да, конечно, огромная безработица и низкий уровень жизни, особенно среди молодежи, наиболее агрессивного сегмента общества, который легко воспринимает лозунги, активно пользуется современными коммуникациями и, соответственно, легко поддается манипулированию. Плюс высокий уровень коррупции. Результат не заставил себя ждать.

Но первопричиной всего, что произошло, как в Тунисе, так и в Египте все-таки был внешний фактор. За месяц-полтора до начала волнений в Тунисе шла активная интернет-кампания по раскачке ситуации. В Египте было то же самое. Не исключено, что главной целью этой пропаганды был Иран — внутренние волнения там были бы американцам на руку. Целью могли быть и переговоры с Израилем, но так или иначе планы были завязаны на весь регион. Однако, как показывает практика, такие развязанные конфликты потом очень трудно контролировать даже из сильного стратегического центра и зачастую разработанные сценарии оборачиваются против самих сценаристов. Впрочем, от желания сохранить пошатнувшееся мировое господство вылечить невозможно. Нас еще в советское время учили, что если в стране внутренние противоречия, то лучшее разрешение — перенесение их вовне. В современной истории все повторяется.

Зачем надо было убирать Мубарака, непонятно. Он был неплохим вариантом. Выдержанный лидер, причем проамериканский, но при этом не забывавший о реверансах в сторону своего народа. К тому же, несмотря на накалившуюся ситуацию, в последние годы в Египте был очень высокий экономический рост: в 2010 г. - 7%, на 2011 г. планировалось еще больше. Даже несмотря на все финансовые трудности, которые египтяне достаточно спокойно преодолели, хотя и были втянуты в мировые финансовые связи больше, чем другие африканские страны. Помогли большие золотовалютные резервы, накопленные за счет газа. Да и в коррупции сам Мубурак лично не был замешан в отличие от других восточных правителей.

Принявший полномочия вице-президент Омар Сулейман — из мубаракской команды и, скорее, переходная фигура. Никаких резких движений сейчас он делать не будет. Его задача — стабилизировать ситуацию. Уже сегодня объявлено, что на 15% повышаются зарплаты госслужащим, пенсии и проч. Успокоится ли население, сказать сложно. Радует, что на улице не было открытых исламистских лозунгов, "братья-мусульмане" отсиживались, резких комментариев не давали. Но по сути с уходом Мубарака ничего не изменилось: у власти по-прежнему военные, и удастся ли им нейтрализовать конфликт — большой вопрос.

Федор Лукьянов, российский политолог, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», член президиума совета по внешней и оборонной политике:

Почему это произошло, мы узнаем через какое-то время. Вчера Мубарак говорил о своем желании остаться, значит, за сутки что-то изменилось. Скорее всего, сработало сочетание факторов. Первый — это внешнеполитическое давление, в частности со стороны США. Второй — видимо, военная верхушка пересмотрела свое мнение о том, что присутствие Мубарака на посту президента, даже формальное, без полномочий, будет стабилизирующим фактором. Реакция общественности показала, что, наоборот, этот фактор дестабилизирует обстановку и, значит, нужно поскорее убрать Мубарака с этого поста.

Что будет дальше, прогнозировать трудно. С одной стороны, протестующие могут расценить это как уступку со стороны властей, соответственно, продолжат требовать этих уступок по другим поводам. С другой стороны, армия в Египте всегда пользовалась уважением и во время всех событий сохраняла дистанцию, так что, возможно, [Омару] Сулейману и его генералам удастся успокоить протестующих и обстановка стабилизируется. Но так или иначе самым острым моментом в будущем станут выборы, так как по итогам выборов всегда есть недовольные результатами. И эти недовольные могут снова разогреть толпу вбросом информации о том, что у них украли победу.

Алексей Ситников, проректор Российской Экономической Школы:

Снижение цены на нефть на $0,47 за баррель по сравнению со вчерашним результатом может быть не связано с уходом Хосни Мубарака. Вообще этот уход является наилучшим вариантом решения конфликта, бывают и более кровавые исходы. В целом это фактор стабилизации в регионе — власть перешла к военным, которые все урегулируют. И суда будут ходить по Суэцкому каналу, значит, не будет проблем в нефтью, будут стабильные поставки ее. Так что это не должно влиять на цену на нефть.