Все равно выходит автомат Калашникова

Сценарии развития на годы вперед, которые регулярно пишут российские экономические чиновники, имеют внутреннюю логику и хорошо аргументированы. Проблема в их столкновении с реальной политикой: при принятии решений правительство в зависимости от ситуации берет по чуть-чуть сразу из всех сценариев, и в итоге не реализуется ни один.

Очередной прогноз развития страны до 2030 г. предлагает два варианта – инновационный и энергосырьевой. Первый предполагает большие госинвестиции в развитие, сохранение дефицита бюджета и рост госдолга. Второй – замораживание расходов и постепенный выход на бездефицитный бюджет, развивается в основном ТЭК, а социальные и военные расходы снижаются. Инновационный сценарий должен не понравиться министру финансов Кудрину, который ратует за экономию и повышение эффективности расходов. Энергосырьевой сценарий не понравится президенту Медведеву, который пытается принудить государство к инновациям. Сокращение социальных и военных расходов не понравится премьер-министру Путину, который понимает под ответственной политикой повышение пенсий; год назад по этому поводу между Путиным и Кудриным состоялась небольшая публичная дискуссия, и министру финансов пришлось изыскивать дополнительные 130–170 млрд руб.

Вряд ли, выбирая желательный сценарий, правительство остановится на энергосырьевом – слишком самокритично. Выбран будет инновационный. Нелишне напомнить, что два эти сценария плюс третий, инерционный, были в концепции-2020, принятой в 2008 г. Да и программа Грефа, принятая в 2000 г., ставила своей целью модернизацию экономики. Подводя ее итоги в прошлом году, авторы пришли к выводу, что выполнить удалось те задачи, которые имеют отношение к финансам (благодаря ценам на нефть), – рост ВВП, укрепление платежеспособности государства, налоговая и бюджетная реформы. Главным разочарованием были институциональные провалы. И совершенно прав главный экономист «Тройки диалог» Евгений Гавриленков, говоря сегодня, что проблема-2030 – в повышении качества госуправления и институтов. При сохранении этой проблемы сценарий развития у нас будет инновационный по расходам и энергосырьевой по результатам.