Россия не планирует отказываться от идеи мультикультурализма

Дмитрий Медведев довольно неожиданно поддержал дискуссию о политике мультикультурализма. В противовес недавним заявлениям Ангелы Меркель, Дэвида Кэмерона и Николя Саркози, в той или иной степени признавших крах такой политики в своих странах, российский президент на заседании Госсовета в Уфе заметил, что для России отказ от мультикультурализма был бы существенным упрощением. Да, все должны знать русский язык, но необходимо сохранить и уникальный опыт совместного проживания и развития различных этносов и культур (см. статью на стр. 02).

Меркель, Кэмерон и Саркози, как и Медведев, реагируют на сигналы, а именно на обострение межнациональных отношений. Но если Западная Европа подводит итоги предыдущей – десятков лет – миграционной политики, то президенту России итоги подводить рано.

Миграция на Запад – следствие исторического успеха Запада. Политика мультикультурализма – мирного сосуществования представителей разных культур – была ответом на приток мигрантов со всего мира. Она велась по двум направлениям – помощь мигрантам и воспитание терпимости в собственных гражданах. Другой вариант интеграции мигрантов – политика плавильного котла – предполагал, что они будут стремиться принять общие ценности и социализироваться через присоединение к большинству. Классический пример плавильного котла – США, мультикультурализм стал государственной политикой в Британии в 1970-х. И та и другая концепции в последнее время работают плохо, чему способствовали сильный рост числа мигрантов и изменение трудовых предпочтений принимающих стран в постиндустриальной экономике. Поэтому ученые и политики западных стран пытаются проанализировать старые и построить новые стратегии интеграции.

В России национальная политика практически закончилась с распадом СССР. Если брать уже, миграционную политику, – она стала выстраиваться только в последние два-три года как реакция на экономический сигнал – массированный приток трудовых мигрантов, прежде всего из бывших советских республик. Федеральная миграционная служба пытается поспевать за требованиями времени, и многие ее новации как раз соответствуют современным практикам регулирования миграции в странах ЕС.

Судя по тематике последних двух заседаний Госсовета, произнесенным словам и сформулированным предложениям, мы все-таки говорим о национальной политике. Если Запад решает вопросы с мигрантами, приехавшими в поисках лучшей жизни, но со своими ценностями, то нам бы решить вопросы с самими собой. Наша межнациональная рознь во многом внутренний вопрос – декабрьские уличные акции проходили под антикавказскими лозунгами.

Как мы будем решать наши национальные проблемы? Можно вспомнить, что на декабрьском заседании Госсовета и на встрече с депутатами Федерального собрания в январе Медведев призывал уделить особое внимание русской культуре.

В пятницу члены Госсовета говорили о необходимости вернуть советскую практику культурного обмена между регионами, повысить роль образования в деле воспитания толерантности, реформировать национальную кадровую политику (избавиться от клановости), создать рабочие группы из представителей разных конфессий, создать федеральный координирующий орган по нацполитике, написать федеральную целевую программу и профинансировать ее, написать федеральный закон с основами национально-государственной идеи России, сформировать единую гражданскую общность «россияне».

Легко заметить, что решения предлагаются административные. Их обоснованность неочевидна, на Госсовете не выступали специалисты по миграции или межнациональным отношениям, непонятно, участвуют ли они в разработке стратегии межнациональных отношений (и есть ли она).

На Госсовете ничего не было сказано, например, о том, следствием чего стало бегство людей из регионов в большие города, прежде всего в Москву. Как показывает Денис Соколов («Коалиция конфликта», «Ведомости» от 29.12.2010), миграция в региональный центр, а затем в столицу стала универсальной экономической стратегией семей во всей стране, но особенно на Северном Кавказе, где экономика разрушена войной, а огромные бюджетные вливания используются как раз для финансирования миграции.

Или о том, что клановость кадровой политики в национальных республиках долгие годы поощрялась центром при условии политической лояльности и правильного освоения бюджетных вливаний. Или о том, что россияне по сравнению с жителями других государств очень слабо идентифицируют себя со страной, государству не доверяют и крайне низко оценивают эффективность его институтов. Гастроли Большого театра тут мало что смогут исправить.