Статья опубликована в № 2797 от 22.02.2011 под заголовком: От редакции: Борьба за работу

России необходима коренная модернизация трудового права

В феврале Дмитрий Медведев провел пять встреч и совещаний по проблемам занятости – с правительством, социальными службами и депутатами. Повышенное внимание президента к вопросам трудоустройства может вызвать иронические комментарии о поиске запасного аэродрома, но на самом деле частое обращение к этой теме вполне оправданно и своевременно. Заверения министра здравоохранения и социального развития о контроле над ситуацией не должны успокаивать. По сравнению с пиком в феврале 2009 г. (7,1 млн человек) безработица в январе 2011 г. сократилась на 20% до 5,7 млн. Но рост по сравнению с ноябрем 2010 г. на 700 000 человек, или на 14%, превышает аналогичные показатели 2009–2010 гг. (6,8 млн против 6,2 млн – менее 10%) и не похож на обычные сезонные колебания.

Государству пора выстроить политику в сфере занятости и решить, каким может быть вмешательство в эту сферу. В кризис власть боролась с безработицей (шире – с социальной напряженностью) с помощью различных инструментов. Нынешнее отечественное трудовое право дает различным госорганам, от трудовой инспекции до судов и прокуратуры, многочисленные рычаги для вмешательства в кадровую политику предприятий: они могут восстановить уволенного на работе, не вдаваясь в экономическую обоснованность его увольнения, и даже возбудить уголовное дело против менеджеров или собственников компании, проведших сокращение штатов.

Исследования Высшей школы экономики показали, что общегосударственные нормы трудового права, закрепленные в Трудовом кодексе и законе «О занятости населения», по-разному работают в разных регионах. Индекс защиты работника в России, который определяется по сложности увольнения и найма, – 3,3. Это значительно выше, чем в Евросоюзе (2,4) и развивающихся экономиках (2,5).

Активность чиновников и правоохранителей на рынке труда мало влияет на уровень безработицы, зато нередко негативно сказывается на развитии экономики. Соблюдение норм права с частыми обращениями в суд наиболее распространено в депрессивных регионах и консервирует негативные тенденции в сфере занятости. В частности, жесткие законы загоняют значительную часть рынка труда в тень. Издержки при законном увольнении ставят менеджмент крупных и средних компаний перед тяжелым выбором. Предприятие или учреждение, не способное освободиться от лишних сотрудников, страдает дважды.

Во-первых, соблюдение закона вынуждает держать балласт в виде неэффективных работников, из-за чего снижается заработок всех сотрудников и их мотивация к качественному труду. Во-вторых, законопослушная компания проигрывает в конкурентоспособности тем, кто экономит на исполнении законов, обходя их нормы за счет неформальных практик. Иными словами, строгое следование букве отечественного закона, формально защищающего сотрудника, парадоксальным образом форсирует разорение его работодателя и ускоряет потерю работы. Люди в поисках заработка вынуждены идти на теневые, менее качественные рабочие места, где нередко теряют квалификацию.

Заметим, что власти, особенно региональные, в пик кризиса не ограничивались соблюдением закона, но и прямо запрещали увольнять работников.

России действительно необходима коренная модернизация трудового права, которая облегчит наем и – при необходимости – увольнение сотрудников и расширит возможности внешней и дистанционной работы. Однако пока призыв президента привел разве что к перебранке между «профсоюзом работодателей», выдавшим знаменитое предложение Михаила Прохорова позволить людям работать 60 часов в неделю, и депутатами, отчего-то взявшимися запрещать заемный труд.

Невозможно вести эффективную политику в сфере занятости, сохраняя избыточную численность сотрудников под видом «социальной ответственности» работодателей. Нужно стимулировать бизнес к созданию новых рабочих мест, ослабляя налоговый пресс, снижая административные барьеры и коррупционный «налог» – все это душит предпринимательскую инициативу и приводит к закрытию компаний и их уходу в тень. Повышение ставки страховых взносов с нового года с 26 до 34% вряд ли облегчило жизнь законопослушным бизнесменам и улучшило перспективы трудоустройства россиян.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать