Тревожно оттого, что говорит про честные выборы не политик, а министр финансов

«Вертикаль российской власти управляет страной по понятиям, что чревато стагнацией экономики и сползанием в прошлое». Алексей Кудрин, вице-премьер, министр финансов

Правила игры как бы есть, но потом оказывается, что они обходятся», – вздыхал Кудрин на Красноярском форуме: вопросы слияния, поглощения, доступа к ресурсам решаются в кабинетах чиновников. Выход Кудрин видит в честных и справедливых выборах: «Чтобы на этих выборах были представлены все ведущие политические силы и представители общества».

Правильные вещи говорит министр финансов, но от них становится тревожно: какие силы и каких представителей имеет в виду министр? А тревожно оттого, что говорит про выборы не политик, а министр финансов. Дело министерства финансов – отвечать за порядок и конкретно в денежных делах. Что нужно подумать, если финансовый директор или главный бухгалтер начнет публично обсуждать кадровую политику и принципы функционирования совета директоров компании, в которой он работает? Если главный бухгалтер начинает говорить о том, что управление у компании неэффективное, ручное и нужно провести честные выборы среди сотрудников для выбора нового руководителя? Можно предположить, что работники подумают, что с кассой (бюджетом) что-то не то, что есть риск, что зарплату выплатят не вовремя или не выплатят совсем. Бухгалтер же рассуждать просто гипотетически не может. Его рассуждения – результат анализа цифр, столбиков и строчек.

Выбор момента для рассуждений Кудрина тоже тревожен: через год пройдут выборы президента, у министра финансов наступает время подбивать баланс. После выборов наступит другое время, и дело не только в личности следующего президента, дело еще в людях, которые будут продолжать жить и работать при нем. Готовы ли люди жить по-другому, в другой экономической модели, где надо эффективно распоряжаться средствами, а не распиливать нефтяную ренту? «Сможем ли мы или нет слезть с этой [нефтяной] иглы – вот в чем вопрос», – говорит об историческом моменте Кудрин.

Может быть, все население страны не будет вслушиваться в сигналы Кудрина, но элиты точно слушают его, для них его слова важны при принятии стратегий своего поведения. У представителей элиты есть год, а точнее – девять месяцев (до выборов в парламент) на то, чтобы сделать выбор. Если, конечно, у них этот выбор еще есть.