Здравствуйте, полицейские

Название «милиция» уходит в историю, сегодня за порядком в России следят уже не милиционеры, а полицейские. Накануне вступления в силу закона «О полиции» руководство МВД убеждало россиян, что он кардинально улучшит работу органов правопорядка: полиция станет более компактной, эффективной и, что особенно важно, внимательной и обходительной. Обыватели не верят генералам: по данным «Левада-центра», 65% отрицательно относятся к преобразованию милиции в полицию, положительно – 18%. Милицию в последние годы опасались те же 60–65% опрошенных, доверяли всего 21–25%. 49% респондентов ВЦИОМ и 60% «Левада-центра» считают, что широко рекламировавшиеся преобразования не изменят системы.

Возможно, обыватели не правы и стоит прислушаться к министру юстиции Александру Коновалову и потерпеть: «Гарантий, что [работа МВД улучшится] немедленно, с первого дня, нет. В законе созданы серьезные предпосылки на многие годы, чтобы это произошло». Рашид Нургалиев обещал оздоровить кадры за счет сокращения недостойных и увеличения жалованья лучшим. В частности, лейтенант полиции сможет претендовать на 45 000 руб. (лейтенант милиции в Москве получал 25 000 руб., в глубинке – 15 000). Трехкратный рост зарплаты, конечно, хорош. Однако непонятно, насколько проработаны сокращения. Опыт подобных реформ показывает, что их проводят по описанному Александром Твардовским принципу: «Словом, чтобы сократить, нужно увеличить». Президент уже обещал сделать это на Северном Кавказе. Кроме того, взрыв в «Домодедово» показал, что сократить могут подразделения, занятые необходимой работой.

Главная проблема в том, что преобразование милиции поручили милицейским генералам. Они и их лоббисты в Госдуме сохранили и возможность легального заработка «при исполнении» – вневедомственную охрану, и рычаги получения статусной ренты – право изъятия деловой документации. Зато пункты о полномочиях общественных советов и оценке работы полиции местными жителями прописаны максимально нечетко. Остается надеяться только, что установленная законом обязанность полицейских разъяснять задержанным их права и предоставлять им возможность позвонить родственникам смягчит произвол.