Ливия напоминает Югославию

США выгодно поддержать противников Каддафи, но ставки в этой игре очень велики.

США всерьез рассматривают возможность силового вмешательства в происходящее в Ливии, что подтверждается словами высоких должностных лиц государства — госсекретарь Хиллари Клинтон заявила о готовности помогать оппозиции Каддафи, полковник министерства обороны Дэвид Лэпан сообщает о том, что Пентагон уже готовит планы действий. США не в первый раз вмешиваются во внутреннюю ситуацию страны, охваченной гражданской войной. Какова может быть цель нынешних заявлений, рассказывает эксперт «Ведомостей».

Федор Лукьянов, российский политолог, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», член президиума совета по внешней и оборонной политике:

На мой взгляд, это операция устрашения, имеющая две цели: принудить Каддафи к уходу и одновременно продемонстрировать остальному арабскому востоку, да и всему миру, что влияние США в регионе не ослабевает. Успешное выступление в Ливии, точечные удары, которые принудят Каддафи к уходу, поддержат реноме США как силового гегемона. Американцам это выгодно. Но с другой стороны, неудача операции, которую нельзя исключать, будет сильным провалом масштаба Суэцкого кризиса 1956 г. Тогда Франция и Великобритания попытались силовым вмешательством заставить президента Египта Гамаля Абдель Насера отказаться от решения национализировать Суэцкий канал, и у них ничего не получилось. Это означало конец европейского влияния как на Ближнем Востоке, так и в мире. Неудача операции в Ливии для США будет сопоставима. Так что ставки здесь очень велики.

Считаю, что здесь будет больше психологического давления, чем собственно военных операций. Если сравнивать с прошлыми операциями США, то это напоминает смесь, с одной стороны, Ирака (но не последнего, а 1990-х гг.), когда над его территорией были запрещены полеты для ограничения возможностей Саддама Хусейна (это было после первой войны в Заливе), и, с другой стороны, Югославии во время внутреннего конфликта 1999 г. В Ливии сейчас именно внутренний конфликт, разворачивающийся вокруг лидера, не пользующегося симпатиями никого из внешний сил. При этом говорится о большом количестве жертв и беженцев — это модель Косова и Югославии. Последняя же война в Ираке здесь совершенно ни при чем, Ирак - это отдельная история со своей логикой.