Главное, чтобы не увеличили расходы бюджета из-за временного роста цен на нефть

Алексей Кудрин ожидает нулевой или положительный приток капитала в Россию в связи с высокими ценами на нефть

Министр финансов Алексей Кудрин полагает, что благодаря возросшим ценам на нефть Россию в этом году ждет приток капитала. В худшем случае - нулевое значение, но никак не отток, как в 2010 г. ($38,3 млрд), который стал неожиданностью как для экономистов, так и для чиновников, включая самого Кудрина. Сбудется ли прогноз министра?

Алексей Ситников, проректор Российской экономической школы:

Предпосылки для этого, однозначно, есть, так как рост цен на энергоносители оказался неожиданным, он связан с непредвиденными обстоятельствами, поэтому очевидно, что он увеличит доходную часть бюджета и приток капитала. В данном случае ожидания Алексея Кудрина можно назвать реалистичными.

Будет приток капитала нулевым или положительным, зависит от того, насколько долго сохранится высокая цена на нефть. Если повышение цен будет долгосрочным, то приток будет скорее положительным. Если краткосрочным - скорее нулевым. Точные цифры пока назвать трудно. Самое главное, чтобы приток капитала не был перепутан с нашими достижениями по увеличению доходов бюджета. Потому что приток как придет, так и уйдет. Ожидать его можно, но проводить пи этом значительную корректировку расходной части бюджета опасно. Что может из-за этого получиться, уже показал кризис, когда цены на нефть упали гораздо ниже прогнозных оценок.

Валерий Нестеров, аналитик «Тройки-диалог»:

Ситуация, конечно, должна измениться по сравнению с прошлым годом, но значительная часть притока капитала будет спекулятивной. Сейчас индекс РТС превысил отметку в 2000 пунктов. Не секрет, что большое число американских и европейских фондов вкладывают в акции российских компаний, акции нефтегазового сектора сейчас дорожают. Но уже сейчас очевидно, что хоть мы не можем предсказать среднегодовую цену на нефть, но она явно будет выше ожидаемой — в бюджет было заложено $75 за баррель.

Что касается прямых инвестиций, то некоторые предпосылки есть, в частности, в нефтегазовом секторе в связи с возможно большим привлечением иностранного капитала в проекты. Я говорю, например, про «Новатэк» — сделка с французской Total не последняя, будут еще другие участники. Возможно, что-то будет у «Роснефти», у других компаний. Предпосылки более широкого притока иностранных инвестиций две. Во-первых, осознание зарубежными инвесторами того обстоятельства, что Россия более надежное средство инвестирования капитала и партнер по очень важной статье — нефти и газу. Во-вторых, осознание российским правительством, что без зарубежных инвестиций нам будет трудно осваивать месторождения, находящиеся в отдаленных районах и особенно на шельфе. Так что правительство ведет работу по привлечению иностранных инвестиций, и эта риторика медленно должна превращаться в дела, документы.