В арабском мире все только начинается

Пять неучтенных факторов последних событий на Ближнем Востоке.

Томас Фридман, колумнист The New York Times

Историкам будущего предстоит долго ломать голову над тем, как самосожжение уличного торговца фруктами Мохаммеда Буазизи в Тунисе в знак протеста против конфискации его лотка привело к народным восстаниям во всем арабском мире. Собственно, главные, объективные причины этих восстаний ясны – тирания, растущие цены на продукты питания, безработица среди молодежи и распространение социальных сетей. Но я, вернувшись из Египта, составил для себя список «причин не столь очевидных», которые спустили курок массовых выступлений. Привожу его здесь:

Фактор Обамы

Американцы так до конца не осознали, какую великую вещь они сотворили в глазах остального мира, избрав президентом афроамериканца, отчество которого Хусейн. Я убежден, что, слушая речь Барака Обамы в Каире в 2009 г. – нет, слушая не речь, слушая этого человека, - многие молодые арабы думали примерно так: «Хммм, посмотрим. Он молодой. И я молодой. Он темнокожий, и я темнокожий. У него отчество Хусейн. А меня зовут Хусейн. Его дед – мусульманин, и мой дед мусульманин. Он – президент Соединенных Штатов. А я безработный молодой араб без права голоса и без будущего». Я бы точно поставил это в список причин, спровоцировавших народные волнения.

Google Earth

В то время как Facebook стал жупелом массмедиа и опорой недовольных в Египте, Тунисе и Бахрейне, не стоит забывать о Google Earth, который «мутил воду» в Бахрейне с 2006 г. Огромной проблемой шиитского меньшинства в Бахрейне, молодежь которого тоже мечтает жениться и завести семьи, является несправедливое распределение земельных ресурсов. В ноябре 2006 г., как раз перед выборами в парламент Бахрейна, в газете The Washington Post был напечатан большой репортаж. В нем рассказывалась история Мухаммеда, живущего в одном небольшом доме с родителями, четырьмя братьями и их семьями. Мухаммед был взбешен, когда увидел на спутниковом снимке Бахрейна на Google Earth громадные незаселенные территории, на которых стояли дворцы правящих суннитов. «Нас живет 17 человек в маленьком домике. Такая же ситуация у большинства людей на юге страны. А на Google Earth видно, что вся остальная часть страны принадлежит правящим суннитам», - возмущался Мухаммед. В итоге группа активистов создала сайт в интернете, посетители которого могут увидеть более 40 картинок королевских дворцов и окружающих их земель.

Израиль

У арабского телеканала Al Jazeera большая бригада сотрудников, освещающих все новости из Израиля. Вот несколько примеров историй, которые попадали на экраны арабских телезрителей в последнее время: «Бывший премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт был вынужден уволиться, потому что его обвинили в том, что он незаконно принимал конверты с деньгами от американского банкира». Или: «Израильский суд недавно признал бывшего президента страны Моше Кацава виновным в двух изнасилованиях». Наконец, несколько недель назад Израиль в последнюю секунду отказался от идеи назначить Ева Галанта новым начальником штаба армии после того, как защитники природы сообщили о результатах правительственного расследования. В ходе расследования выяснилось, что генерал Галант присвоил себе часть общественной земли возле своего дома. (Этот дом, кстати, тоже можно найти на Google Maps). Такие вести точно вызвали немало кривых усмешек у египтян, где сомнительные продажи земли чиновникам обсуждались весь прошлый год. Когда живешь рядом со страной, где за коррупцию к ответу призывают самых высокопоставленных политических лидеров, и при этом сам находишься в стране, где политические лидеры все до одного коррумпированы, ты, хочешь - не хочешь, замечаешь эти новости.

Олимпийские игры в Пекине

Китай и Египет когда-то были великими цивилизациями, целыми империями. И при этом обе страны в 1950-х стали убогими и бедными. По мнению бизнес-стратега Эдварда Голдберга, Китай в то время был даже беднее, чем Египет. Однако сегодня Китай стал второй крупнейшей экономикой мира, а Египет продолжает жить на гуманитарную помощь со стороны мирового сообщества. Как вы думаете, о чем думали египтяне, когда смотрели восхитительную церемонию открытия Олимпийских игр-2008 в Пекине? Эти игры стали очередным звоночком, причем прозвеневшим не с Запада, который заставил египтян понять, что что-то в их стране очень и очень не так, считает Голдберг.

Фактор Файада

Палестинский премьер-министр Салам Файад в последние три года ввел в сознание арабского мира новую форму правления, которую я бы назвал «файатдизм». Эта форма означает: «судите меня по тому, что я делаю, по тому, как я распределяю места на госслужбе, как собираю мусор и создаю рабочие места, а не просто по тому, как я «противостою» Западу и Израилю». И вот это нашло отклик у каждого араба. Китайцы хотя бы отказались от личной свободы в обмен на достойное правительство и экономический рост. Арабов лишили свободы в обмен на арабо-израильский конфликт и растущую безработицу.

Сложить все эти факторы – и что получается? Получается серьезная суперпозиция сил, ведущих к одной цели – изменениям. Получается, что мы лишь в самом начале чего-то гораздо более крупного. Получается, что если у нас не будет хорошо продуманной энергетической политики, разница межу хорошим и плохим днем в США будет зависеть от того, как с этими изменениями будет справляться 86-летний король Саудовской Аравии.