Статья опубликована в № 2812 от 17.03.2011 под заголовком: Extra Jus: Коммерческий аргумент

Устаревшая защита авторских прав

Extra Jus (за пределами права) – цикл статей о праве и правоприменении в России, совместный проект Европейского университета в Санкт-Петербурге и газеты «Ведомости»

Высший арбитражный суд РФ отклонил апелляцию Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании на решение об отказе взыскания с социальной сети «В контакте» 3 млн руб. Во столько ВГТРК оценила размещение на пользовательских страницах фильма «Охота на пиранью». Это важный прецедент по решению конфликта в области защиты интеллектуальных прав собственности в интернете. Он должен переориентировать правообладателей типа ВГТРК на креативные коммерческие решения в области интернет-торговли, вместо того чтобы бросать все силы на судебные преследования.

В этом споре, как и в других конфликтах по поводу нарушения авторских прав, слышна только позиция одной стороны – той, которая рассматривает интернет исключительно как угрозу для доходов правообладателей. По мнению этой стороны, пираты захватили интернет и бесчинствуют там, нагло воруя авторские произведения. Перечисляются многомиллионные убытки, которые наносятся правообладателям нарушителями авторских прав.

Если «моральный аргумент» правообладателей, в принципе, можно обсуждать, то «коммерческий аргумент» представляет собой просто гипотезу, никак не подтвержденную цифрами. До сих пор никто ни в России, ни в мире не смог представить убедительной методики расчета потерь авторов в денежном выражении от публикации их произведений кем-то без их согласия. Организации, сообщающие о результатах подобных расчетов, отказываются публиковать свои методики. Доступные же цифры о состоянии музыкальной и книгоиздательской индустрии говорят о другом: в США объем продаж музыкальных записей за 2006–2009 гг. вырос на 19%, цифровых – на 65% (AC Nielsen), количество наименований книг, выпущенных в 2002–2008 гг., выросло на 34% (Bowker). Таким образом, утверждения об огромных потерях отрасли остаются пока только гипотезой.

На этом фоне интерес вызывает другая позиция правообладателей, которая проявляется больше в делах, чем на словах. Это консенсус между некоторыми правообладателями, владельцами интернет-порталов, предлагающими пользователям платный контент, и покупателями этого контента. Авторы и правообладатели в этом случае видят в интернете не угрозу для своих прав и доходов, а новые возможности для бизнеса. Эти правообладатели хотят и умеют зарабатывать в интернете. Как и в любом бизнесе, здесь необходимо найти консенсус между авторами, другими правообладателями (издателями), владельцами интернет-порталов и потребителями авторских произведений (пользователями). Приведем для примера несколько бизнес-моделей, которые позволяют авторам и правообладателям получать вознаграждение за свой труд.

Одна из моделей основывается на механизме «заплати столько, сколько хочешь». Правообладатели, размещая свои произведения на таких сайтах, как kroogi.com или thankyou.ru, используют преимущества социальных сетей, где сами авторы могут размещать свои произведения, и апеллируют к добросовестности пользователей контента и их готовности добровольно платить за предоставленный этими ресурсами доступ к авторским произведениям – будь то музыка, видео или фотографии. Такого рода ресурсы позволяют напрямую соединять авторов произведений и пользователей, минуя промежуточное звено в виде издателей и музыкальных лейблов.

Другая модель более традиционна и направлена на создание сервисов, где произведения размещаются с согласия правообладателей, зафиксированного в письменных договорах. Таких сайтов существует все больше. Пользователи могут получать доступ к контенту либо за фиксированную плату, либо оформляя подписку. Некоторые сайты предоставляют конечным пользователям бесплатный доступ, а зарабатывают на рекламе. По мнению правообладателей, по мере наполнения таких систем легальным контентом за приемлемые для пользователей деньги проблема пиратства исчезнет сама собой. Основные преимущества таких проектов – высококачественный контент, удобная логистика, доступная цена – являются ключевыми факторами в выборе пользователя между легальными и нелегальными ресурсами. Поскольку сами правообладатели говорят о своей заинтересованности в появлении и развитии таких сервисов, можно ожидать взрывного роста числа фильмов, музыкальных записей и книг на этих сайтах.

Польза множества судебных конфликтов между правообладателями и популярными ресурсами, где размещается нелегальный контент, а также широкой общественной дискуссии на эту тему состоит, по всей видимости, в том, что правообладатели осознают неизбежность миграции их продукции в интернет, что заставляет их искать взаимовыгодные с владельцами порталов варианты.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать