Шпионские странности в Renault

«Шпионский скандал» в Renault повергает в недоумение. Как эта парижская история выглядит из Москвы? В январе к руководству Renault пришли сотрудники службы собственной безопасности и сказали, что на них вышел информатор, сообщивший, что трое высокопоставленных управленцев Renault продают технические секреты компании за границу. Информатор потребовал несколько сотен тысяч евро за дальнейшие подробности. После чего сотруднику службы безопасности Renault было выдано 300 000 евро наличными для информатора, а исполнительный директор Renault Патрик Пелата объявил, что в компании раскрыта шпионская сеть. Трое сотрудников Renault – не простые инженеры, а член правления компании Жан-Мишель Бальтазар, его заместитель Бертран Рошет и заместитель руководителя программы разработки электромобилей (которая стала одной из самых приоритетных для Renault) Матье Тененбаум – были с позором уволены. Делом о «промышленном шпионаже» занялась французская полиция.

Два месяца спустя выясняется, что никакого шпионажа не было. Полиция не смогла обнаружить никаких следов банковских счетов в Швейцарии и Лихтенштейне, на которые обвиняемые якобы получали деньги за украденные секреты. Более того, не удалось идентифицировать и информатора, а сотрудник службы безопасности Renault, получивший наличные для оплаты его услуг, был задержан французской полицией при попытке бегства из страны и теперь сам стал обвиняемым. Прокурор Парижа Жан-Клод Марен заявил, что следствие пока не понимает, идет ли речь просто о мошенничестве или о сознательной попытке дестабилизировать Renault.

Располагая только информацией из СМИ и не имея инсайдерской информации, я не могу даже предположить, что заставило гендиректора Renault Карлоса Гона и его зама Пелату принять такое опрометчивое решение. Я лично знаю и Гона, и Пелату, встречался с ними не раз – они управленцы высшего уровня. Как они могли предать огласке информацию о шпионаже, не проверив ее? И сразу же уволить обвиненных – а, например, не отстранить их на время проведения расследования (они с самого начала все отрицали)? У меня в голове это не укладывается.

Теперь руководителям Renault приходится давать задний ход. Гон и Пелата принесли уволенным свои извинения, заявили о готовности выплатить им компенсации и вновь взять на работу. Пелата подал Гону заявление об отставке (тот ее не принял, заявив, что не хочет «добавлять один кризис к другому»).

Но все недоброжелатели Гона тут же возбудились. Это в Японии он, спаситель Nissan, национальный герой. А во Франции – бразильско-ливанский выскочка, не желающий принимать местные «вертикальные» правила игры. (Да-да, во Франции есть собственная «вертикаль власти» – только не такая дикая, как у нас, без убивающей все коррупции и с настоящим судом, в котором отставной опальный премьер-министр может выиграть у действующего президента.)

И вот уже замруководителя фракции президентской партии UMP во французском парламенте, а следом и генсек социалистической партии потребовали отставки Гона. Представитель французского правительства (которое владеет 15% акций Renault) назвал случившееся «неслыханным дилетантизмом и унижением» и призвал сделать выводы из случившегося. Следом начали требовать отставки Гона и некоторые профсоюзные боссы – этим только дай случай показать, как они не боятся руководителей компаний, особенно когда под директорами шатаются стулья. Тут же выяснилось, что претензии к Гону есть и у крупных инвесторов, недовольных динамикой акций Renault.

Гон в отставку уходить отказывается.

У нас в России интерес к последствиям «шпионского скандала» в Renault не праздный. Гон, который одновременно возглавляет и Nissan, – главный движитель интеграции «АвтоВАЗа» с французской и японской компаниями. Без него этот процесс как минимум замедлится, что для российской компании может стать фатальным. Этого допустить нельзя. Будем держать за Гона кулаки.