Под крылом Путина

Несостоявшаяся приватизация «Внуково» – далеко не единственная. Еще раньше правительство отказалось от планов приватизации 100% акций «Шереметьево» и контрольного пакета «Аэрофлота». Прошлым летом чиновники много говорили о возможности продажи этих пакетов, но передумали. «Аэрофлот» не только остается в руках государства, под его крылом сейчас собирается максимум возможных авиационных активов.

Объединение московских аэропортов все-таки состоится. Вчера председатель правительства Владимир Путин объявил, что «Шереметьево», где у государства 100%, и «Внуково», который на 75% принадлежит правительству Москвы, предстоит слиться в единый хозяйственный комплекс. Частный аэропорт «Домодедово» пока останется в стороне от объединения. Но надолго ли?

То, что происходит с авиационными активами в последнее время, очень похоже на сознательную консолидацию – пока что в руках федерального правительства. Но возможно, это всего лишь предпродажная подготовка.

Наиболее дорогостоящие этапы строительства и реконструкции «Шереметьево» и «Внуково», а также прилегающей к ним инфраструктуры почти завершены. Самое время их выгодно продавать. А объединенные московские аэропорты стоят существенно дороже, чем по отдельности.

Не случайно в знаменитой презентации «Тройки диалог», где та по заказу правительства анализировала различные сценарии объединения трех аэропортов в один холдинг, главный упор делается именно на привлечение стратегического инвестора. Его, по мнению аналитиков, гораздо больше заинтересовал бы объединенный аэропортовый холдинг.

Оно и понятно: чтобы обеспечить окупаемость новых мощностей, «Шереметьево» и «Внуково» пришлось бы конкурировать с быстро развивающимся частным аэропортом «Домодедово». Объединись три аэропорта под одним началом, проблема конкуренции исчезла бы с повестки дня. А новый собственник, не зная горя, мог бы зарабатывать на авиакомпаниях и пассажирах столько, сколько его душе угодно, «отбивая» вложенные инвестиции.

Об этом честно и говорится в той же презентации: «Возможен рост цен, связанный с монополизацией рынка, и ухудшение качества услуг, связанное с отсутствием конкуренции». Странно, что сознательное уничтожение конкуренции на московском рынке аэропортовых услуг совсем не тревожит Федеральную антимонопольную службу.

Нежелание «Домодедово» участвовать в этой операции понятно. Его владельцам и так удается неплохо зарабатывать, а продажа компании вроде бы в их планы не входит. Но похоже, что им все-таки придется столкнуться с большим давлением: они и раньше жаловались, что чиновники пытаются захватить их собственность, а теперь заинтересованность в национализации «Домодедово» выросла многократно.

К сожалению, мы знаем множество примеров, когда крупные российские бизнесмены были вынуждены расставаться с собственностью, получать за нее меньше, чем она в действительности стоила, и уезжать за границу. Не хочется пророчить владельцам «Домодедово» такую судьбу, но сценарий, при котором государство таки объединяет все три аэропорта, выкупая долю частных собственников за некоторую (установленную чиновниками?) цену, списывать со счетов нельзя.

Структура собственности московских аэропортов серьезно не менялась с тех пор, как «Домодедово» много лет назад стал частным, а премьер-министр Михаил Касьянов пытался отдать «Шереметьево» в управление «Альфа-групп». Правда, контрольный пакет «Внуково» однажды перешел из одних государственных рук в другие – от Росимущества правительству Москвы. Но в этом году состав собственников московских аэропортов должен был радикально измениться.

В отличие от прежнего мэра Москвы Юрия Лужкова, который любил «Внуково» и активно обустраивал его, Сергей Собянин больше любит деньги. Поэтому новый мэр решил 75% акций «Внуково» продать. Пакет был оценен в 27 млрд руб., его готовились выставить на открытый аукцион. Среди претендентов были в основном частные компании.

Теперь эта доля вновь вернется к Росимуществу – правительство выкупит ее за 40–50 млрд руб., сказал вчера Путин.

Вот почему этот ряд событий очень похож на большую предпродажную подготовку. Да и министр транспорта Игорь Левитин еще в июле прошлого года говорил, что «считает возможным объединение ряда российских опорных аэропортов с последующей продажей государством части своей доли» (цитата по Reuters). Похоже, государство действует как разумный продавец, стремящийся по возможности увеличить цену своей собственности. Главный вопрос – будет ли когда-нибудь этот лакомый кусок продан и кому он в итоге достанется.