России нужна конфедерация с Японией

Количество статей и докладов на тему необходимости немедленной и спешной демократизации стремительно растет, и к выборам их количество явно будет только увеличиваться – не исключено, что лавинообразно. Они обычно содержат простую логическую цепочку «свободные выборы – воздух свободы – новые лица у власти – процветающая похожая на Европу Россия». Также являясь сторонником воздуха свободы, я все же не до конца уверен в том, что он автоматически гарантирует легитимизацию предлагаемых либеральных реформ и курса на повышение европейскости. Состояние общества показывает, что патернализм все равно остается более востребованным товаром. Возьмем последние региональные выборы. Все увидели в них свидетельство падения популярности «Единой России». Но ведь из этого автоматически не следует роста интереса к либеральным идеям. Скажем, во главе Кировской области уже несколько лет находится губернатор, которого сложно заподозрить в притеснении либеральных сил. Но и у него «Единую Россию» поджимают прежде всего патерналисты. А либералов не видно – даже с поправкой на специфику региона.

В итоге совершается логическая подмена. Эксперты часто исходят из презумпции либеральности населения. И критерием свободности голосования становится не столько уровень давления на избирателя, сколько голосование за либеральные взгляды. То есть либералы не готовы считать выборы свободными до тех пор, пока голосовать будут не за них. А поскольку простая идея повышения производительности труда встречает уверенное сопротивление, верить в волшебство демократизации не приходится. И интеллектуальные прививки могут не помочь.

С другой стороны, я вовсе не призываю к консервации существующих правил игры. Просто я слабо верю в простые решения. Нужны, на мой взгляд, более неожиданные подходы. Скажем, создание конфедерации с Японией. Дмитрий Медведев уже заявил, что Россия при необходимости может рассмотреть возможность трудоустройства японцев на Дальнем Востоке. Это вызвало много саркастических ухмылок, однако идея выглядит вполне рациональной. Более того, она может быть развернута в гораздо более масштабный проект – интеграции территориального и ресурсного потенциала России с демографическим и технологическим потенциалом Японии.

Экономические перспективы ясны. Перевоз японских предприятий на российскую территорию означает усиление роли высокотехнологического производства и развитие инфраструктурных проектов с готовой инвестиционной основой на слабозаселенном востоке. Японцы же получают доступ к сырью, которое будет продаваться по внутренним ценам. Отказ от атома становится для Японии не столь витальным, а мы получаем возможность резко увеличить внутренний рынок газа и других ресурсов. Но дело даже не в экономике. Главное – прививка совершенно иной трудовой этики. Без чего никакая политическая либерализация в стране не заработает.