Почему умные ребята выбирают другие профессии

Дмитрий Медведев посетил Московский энергетический институт, где встретился со студентами и преподавателями технических вузов. Общий лейтмотив встречи – стране резко не хватает инженеров и государство хочет в корне поменять ситуацию. «Без квалифицированных инженеров у нашей страны нет будущего», – уверен президент. Он прав – ни о какой модернизации без высокой инженерной культуры говорить не приходится.

По словам помощника президента Аркадия Дворковича, стране нужны десятки тысяч инженеров. Деньги в системе образования уже есть, уверен он: «Меньше готовится, особенно в технических вузах, экономистов и юристов, и, соответственно, высвобождающиеся деньги пойдут на увеличение финансирования подготовки профильных специалистов».

Идея перераспределения ресурсов бюджета, заложенных на образование, в сторону более востребованных (с точки зрения государства) специальностей похвальна и заслуживает одобрения. Однако достаточно ли будет этого маневра? Я сомневаюсь.

Разговоры о сильной российской инженерной школе преувеличены, а точнее, устарели. Еще лет 10 назад профессор ведущего технического вуза страны рассказывал мне, что средний возраст сотрудников кафедры гусеничной техники перевалил у них в институте далеко за 60, а минимальный – за 50. Многие из преподавателей до сих пор не знают, как пользоваться компьютером за рамками текстового редактора и пасьянса «косынка».

А мир не стоит на месте. Инженеры, если мы говорим не о тех людях, которые отвечают за эксплуатацию лифта тридцатилетней давности, а о тех, кто конструирует двигатели, – это пользователи современного программного обеспечения, освоить которое нельзя ни за пять дней, ни за пять месяцев.

Нужны новые преподаватели, как минимум часть из которых училась на Западе, а часть работала в крупных компаниях, – т. е. нужно резкое увеличение зарплат профессорам. Нужны инвестиции в оборудование. Нужна ревизия российских институтов с целью найти те области, где мы еще не отстали. В конечном счете нужно выстраивать новую систему инженерного образования. В отличие от многих других видов деятельности, очень сильные передовые системы технического образования есть не только в США, но и в Германии, Франции, Италии – есть из чего выбрать.

Но и это, к сожалению, не все. Нужны рабочие места. О чем это я? Стране ведь нужны десятки тысяч инженеров? А вы не задавали себе вопрос – сколько получает хороший молодой инженер? Умеющий пользоваться современными программами расчетов, читающий современную литературу, а значит, худо-бедно говорящий по-английски, учившийся в МГУ или Бауманке? Знаю несколько примеров – меньше 2000 евро в месяц и ни одного – больше (если речь идет не о начальниках, а о специалистах).

Пока ситуация не изменится, умные ребята будут в первую очередь идти работать в банки, забросив идею стать инженером еще на третьем курсе, или уезжать за границу.

Переброска бюджетных мест с юристов на технарей – это лишь первый и самый легкий шаг в попытке их удержать.