Социальные взносы: 26 vs. 34%

От снижения ставок социальных взносов по поручению президента бюджет потеряет 400-800 млрд руб., посчитал премьер

Дмитрий Медведев хочет вернуть ставки социальных взносов «в пределы, близкие к прежним». До 26% снизить будет очень сложно, но нынешние 34% «могут быть непосильны» для многих сфер бизнеса, по мнению президента. По его поручению к 1 июня правительство должно разработать концепцию снижения социальных выплат в 2012 г. Владимир Путин же подсчитал, что бюджет от этого потеряет 400-800 млрд руб., и открыл сегодняшнее заседание правительства словами о том, что "мы не можем снять нагрузку с бизнеса и переложить ее на простых граждан". Каким образом решится эта дилемма?

Сергей Алексашенко, директор по макроэкономическим исследованиям НИУ ВШЭ:

С точки зрения бизнеса, чем ниже налоги, тем лучше. Тем более что в наших условиях и 26% запредельная ставка, особенно для человекоемкого и наукоемкого бизнеса. Разговоры о завышенности ставки социальных выплат шли давно, но, видимо, именно сейчас президент получил какую-то мотивацию и решил продвигать эту идею.

Другое дело, что повышение налогов было произведено для того, чтобы уменьшить дефицит пенсионной системы, соответственно, снижение ставки увеличит этот дефицит. И вот как финансировать Пенсионный фонд, за счет чего — вопрос остается открытым. Хорошую новость о том, что ставки могут снизить, президент озвучил, а про плохую новость о снижении финансирования Пенсионного фонда пусть думает министр финансов. Но очевидно, что министр финансов ничего не придумает, кроме как повысить еще какие-то другие налоги.

Поэтому в этой ситуации, на мой взгляд, необходимо подойти серьезно к комплексной разработке пенсионной реформы. Будет совсем смешно, если с 1 января 2011 г. ставки социальных выплат повысили, а с 1 июня 2011 г. их снизят. Лучше не торопиться, потратить еще год на разработку реформ, пообещав бизнесу, что снижение ставок будет рассмотрено. Таким образом, возможно, удастся разработать компенсирующие меры для наполнения Пенсионного фонда. Те предложения по повышению доходов бюджета, которые были уже сделаны, — увеличение акцизов на алкоголь и табак, а также налогов на бензин — не смогут компенсировать снижение ставки социальных выплат, так как все эти предложения формировались при условии, что ставка - 34%.

Пока мои личные наблюдения говорят о том, что президенту не очень удается реализовать те идеи, которые он озвучивает. Хочет бороться с коррупцией — не получается, хочет, чтобы бюрократия была эффективной, — не получается. А когда он хочет снизить ставку налогов, то он вступает в конфликт с министром финансов и премьером, который принимал решение о повышении пенсий. Так что не очень в это верю.

Это все, понятно, предвыборная компания. Но в этой конструкции настораживает одна вещь — президент работает на одну аудиторию (на предпринимателей, активную часть населения, которая приносит деньги в бюджет), а премьер работает на другую (на пенсионеров, военных — кому деньги из бюджета достаются). Если б была предвыборная гонка, они оба бы обращались к одной аудитории, а тут они обращаются к разным аудиториям зачастую с противоположными лозунгами. Как тогда на выходе будут выявлять победителя? Как результаты подводить?

Мария Адамян, руководитель бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ:

Это было бы очень положительно для бизнеса. Иначе получается, что на словах мы за развитие предпринимательской экономики, а на деле ставки сильно мешают бизнесу развиваться. Получится ли сделать, не знаю. Нужно и Пенсионный фонд, и другие фонды чем-то наполнять. Просто так ставку не понизить.

Из-за высоких ставок меньше компаний могут позволить себе иметь белую бухгалтерию. У крупного бизнеса риски больше, малый бизнес развивается в более короткой перспективе, малые фирмы видят свое будущее вперед на 2-3 года, дальше не задумываются. Плюс у малых фирм меньше ответственность: так как меньше работников, не надо думать об акционерах. Так что в случае с высокими ставками у малого бизнеса больше гибкость.

Рубен Варданян, председатель совета директоров "Тройки Диалог":

Президент — высшее должностное лицо в государстве, поэтому как он решил, так и будет. Снижение ставок социальных выплат на бизнес положительно скажется на бизнесе, сейчас ставка 34% - очень большая нагрузка. Мы не проводили маркетинговых исследований на эту тему, но это даже невооруженным глазом ощущается. Среднему бизнесу сложнее работать при таких высоких ставках, так как ему нужно пробиваться вверх, расти. Как это скажется на бюджете страны — комментировать не могу.