Статья опубликована в № 2822 от 31.03.2011 под заголовком: От редакции: Улучшить историю

Неучи из России

Повестка дня начавшегося сегодня в Москве первого Всероссийского съезда учителей истории и обществознания предсказуема. Более 1000 педагогов и методистов обсудят перспективы исторического образования, стандарты изучения предмета и учебные пособия. Однако съезд – не просто форум специалистов. История – интересный и трудный предмет, преподавание которого требует от педагогов не только глубоких знаний, но и высокой гражданской ответственности. От их объективности, профессионализма и такта, наконец, способности возвыситься над предубеждениями зависит, смогут ли нынешние дети и подростки избежать повторения ошибок прошлого в будущем.

В головах россиян сейчас наблюдается удивительная историческая мешанина: дореволюционная Россия сочетается со сталинским СССР. А ключевые факты истории, даже если речь идет о победе в Великой Отечественной войне, взрослые знают на твердую двойку.

Многие ругают единый государственный экзамен по истории. Но он не позволяет подменить знания идеологическими высказываниями. Каждый десятый школьник в 2008–2010 гг. не набрал минимального (30–32) балла на экзамене по истории – хуже в прошлом году сдали только немецкий язык.

Объяснением столь скверной ситуации могла бы служить разноголосица в учебниках истории. Но одна из задач современного учителя – выбрать качественные учебники, которые без умолчаний и политических пристрастий объективно описывают отечественную и мировую историю.

Педагогам на качественном материале легче разъяснить ученикам, как отличать знание от имитации, трактовку факта от его искажения, дискуссию от брани. История – не только учебная дисциплина, но и инструмент воспитания в молодом человеке патриота и гражданина. Героические и трагические эпизоды российского прошлого требуют взвешенного подхода, чтобы гордость за страну и предков не перерастала в гордыню и ксенофобию, а ошибки и преступления прошлого не вызывали комплекс неполноценности. Есть надежда, что съезд учителей истории позволит им договориться, как дать школьникам достаточный объем знаний, чтобы победить историческое невежество и освободить сознание от исторических предрассудков.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать