Десталинизация не должна ограничиваться прошлым

Разработанный рабочей группой президентского совета по исторической памяти проект программы «Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении» – шаг в правильном направлении. Без четкого осознания масштабов экономических, демографических и гуманитарных катастроф, пережитых страной в советские годы, Россия не застрахована от повторения прежних ошибок. Чтобы россияне поняли, насколько страшной оказалась цена ошибок и преступлений прошлого, историки и юристы предложили план, сравнимый с продолжающейся работой по увековечению памяти о Великой Отечественной войне и ее героях.

Ключевая часть программы – достойная жизнь уцелевших жертв репрессий и их родственников. Для этого предлагается повысить пособия и уточнить их размер на федеральном уровне. Авторы предлагают организовать два общенациональных музея жертв репрессий, сеть региональных центров и памятников. Программа намечает инвентаризацию и благоустройство мест захоронений убитых и умерших в лагерях, создание общероссийской базы данных о пострадавших от преследований – в нее включат не только осужденных по «политическим» статьям, но и крестьян, сосланных и осужденных за вынос с поля нескольких колосков и картофелин.

Важная часть документа – рассекречивание и массовая публикация (в том числе и в интернете) архивных материалов, что обеспечит родственникам пострадавших, исследователям и интересующимся открытый доступ к ним. Это должно прекратить бухгалтерские ухищрения, с помощью которых занижают (или завышают) число репрессированных.

Предлагается дать правовую оценку отдельным действиям и актам советских руководителей, запретить госчиновникам оправдывать преступления и переименовать улицы, названные в честь активных участников бессудных расправ.

Историки и юристы сделали свой шаг. Но в государстве, которое во многом остается скроенным по сталинским меркам, десталинизация не должна ограничиваться прошлым. Она должна привести к отказу от иезуитской этики и принципов, позволяющих чиновникам засекречивать последствия своих преступлений. Необходимо также демонтировать механизмы, которые бюрократы эксплуатируют для извлечения личной ренты, отказаться от гигантомании. Без этого примирение и десталинизация останутся половинчатыми.