Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 2823 от 01.04.2011 под заголовком: От редакции: Десять негритят

Десять тезисов Медведева имеют прежде всего предвыборное измерение

Очередные громкие тезисы Дмитрия Медведева, на этот раз числом десять, полезно рассматривать в таких парах категорий: последовательность – противоречивость, выполнимость – невыполнимость, реальность – медийность.

Скажем, предложение вывести из советов директоров госкомпаний профильных министров и вице-премьеров продолжает президентскую идею трехлетней давности и в этом смысле довольно последовательно. Правда, за прошедшие три года особого продвижения по этому направлению не было. Нынешнее, более конкретное предложение позволило комментаторам сразу составить списки выводимых, и в этом смысле оно еще и создает угрозу сложившемуся балансу групп влияния. С одной стороны, выполнение этого распоряжения легко проверить. С другой стороны, будут ли заменены конкретные чиновники и кем, покажет реальный вес Медведева.

Предложение правительству снова просчитать возможность снижения ставки страховых взносов с 1 января 2012 г. примерно до прежнего уровня выглядело бы просто издевательством, если бы не высокая цена на нефть. Решение о резком повышении нагрузки на фонд зарплат премьер Путин принял в разгар кризиса в октябре 2008 г. Пенсионной системе остро не хватало денег, поэтому соцналог сначала решили превратить в страховые взносы, отменив трехступенчатую регрессивную шкалу, а максимальную ставку увеличить с 26 до 34% с 2011 г. Раньше президент принципиально против не выступал.

Вчера Путин заявил, что невозможно снять нагрузку с бизнеса и переложить ее на плечи рядового гражданина, простых решений у этой проблемы нет, но правительство каким-то способом будет исполнять поручение президента. Речь не идет о простом возвращении к действовавшему до 2011 г. порядку – деньги на пенсионеров и медицину все равно нужны. Обсуждается несколько вариантов и снижения нагрузки, и компенсации доходов бюджета. Путин просит правительство не надеяться на нефтяные сверхдоходы, но не надеяться на них невозможно: в октябре 2008 г. нефть Urals стоила около $67 за баррель, а сейчас – около $111. Так что сокращение ставки страховых взносов сейчас выглядит вполне выполнимым, особенно если это нужно в предвыборных целях.

Обещание отменять ведомственные акты, необоснованно затрудняющие ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, вроде бы выполнимая мера. Но как в этом смысле быть, например, с недавним приказом Минтранса «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности», который – во исполнение требований президента – ввел ответственность субъектов транспортной инфраструктуры за ее защиту от «потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства», т. е. от терактов. Эти требования затрудняют предпринимательскую деятельность, их отмена будет позитивным шагом, но для президента – противоречивым.

Пара реальность – медийность, пожалуй, все-таки главная. В наблюдаемом сейчас предвыборном квазипротивостоянии Медведева и Путина президент борется за условно правый, либеральный и модернизационный электорат. С точки зрения имеющегося административного ресурса и преемственности в тандеме это вроде бы и ни к чему. Но власть таким образом пытается перехватывать повестку у либеральной оппозиции и работать на большую легитимность следующего президента – о ее неизбежном снижении в случае масштабного применения административного ресурса на выборах Кремль предупреждают даже экономисты, например ЦСР в своем нашумевшем докладе о политическом кризисе.

С предвыборной точки зрения десять тезисов Медведева громки, конкретны и направлены на бизнес-аудиторию. Агитационную роль они выполнят, если хотя бы часть из них будет хотя бы в какой-то мере выполнена. Три года президентства и статистика контрольного управления при президенте показывают, что выполнение его поручений на невысоком уровне.

Можно предположить, что без проблем будут созданы мобильные приемные президента, которые, кстати, пригодятся в предвыборной кампании. Их эффективность придется еще доказать парой-тройкой кадровых решений по губернаторам. Легко назначить и инвестиционных уполномоченных. Будет ли от них толк – вопрос, пока выглядит так, что вместо инвестклимата государство вводит контроль за инвестклиматом.

Ключевыми будут вопросы замены представителей государства в советах директоров и, наверное, снижения ставки страховых взносов. Конкретность поручений имеет неприятную обратную сторону, в случае их невыполнения сложно будет сказать: «Я апельсины приносил».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать