Статья опубликована в № 2823 от 01.04.2011 под заголовком: От редакции: Десять негритят

Десять тезисов Медведева имеют прежде всего предвыборное измерение

Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Очередные громкие тезисы Дмитрия Медведева, на этот раз числом десять, полезно рассматривать в таких парах категорий: последовательность – противоречивость, выполнимость – невыполнимость, реальность – медийность.

Скажем, предложение вывести из советов директоров госкомпаний профильных министров и вице-премьеров продолжает президентскую идею трехлетней давности и в этом смысле довольно последовательно. Правда, за прошедшие три года особого продвижения по этому направлению не было. Нынешнее, более конкретное предложение позволило комментаторам сразу составить списки выводимых, и в этом смысле оно еще и создает угрозу сложившемуся балансу групп влияния. С одной стороны, выполнение этого распоряжения легко проверить. С другой стороны, будут ли заменены конкретные чиновники и кем, покажет реальный вес Медведева.

Предложение правительству снова просчитать возможность снижения ставки страховых взносов с 1 января 2012 г. примерно до прежнего уровня выглядело бы просто издевательством, если бы не высокая цена на нефть. Решение о резком повышении нагрузки на фонд зарплат премьер Путин принял в разгар кризиса в октябре 2008 г. Пенсионной системе остро не хватало денег, поэтому соцналог сначала решили превратить в страховые взносы, отменив трехступенчатую регрессивную шкалу, а максимальную ставку увеличить с 26 до 34% с 2011 г. Раньше президент принципиально против не выступал.

Вчера Путин заявил, что невозможно снять нагрузку с бизнеса и переложить ее на плечи рядового гражданина, простых решений у этой проблемы нет, но правительство каким-то способом будет исполнять поручение президента. Речь не идет о простом возвращении к действовавшему до 2011 г. порядку – деньги на пенсионеров и медицину все равно нужны. Обсуждается несколько вариантов и снижения нагрузки, и компенсации доходов бюджета. Путин просит правительство не надеяться на нефтяные сверхдоходы, но не надеяться на них невозможно: в октябре 2008 г. нефть Urals стоила около $67 за баррель, а сейчас – около $111. Так что сокращение ставки страховых взносов сейчас выглядит вполне выполнимым, особенно если это нужно в предвыборных целях.

Обещание отменять ведомственные акты, необоснованно затрудняющие ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, вроде бы выполнимая мера. Но как в этом смысле быть, например, с недавним приказом Минтранса «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности», который – во исполнение требований президента – ввел ответственность субъектов транспортной инфраструктуры за ее защиту от «потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства», т. е. от терактов. Эти требования затрудняют предпринимательскую деятельность, их отмена будет позитивным шагом, но для президента – противоречивым.

Пара реальность – медийность, пожалуй, все-таки главная. В наблюдаемом сейчас предвыборном квазипротивостоянии Медведева и Путина президент борется за условно правый, либеральный и модернизационный электорат. С точки зрения имеющегося административного ресурса и преемственности в тандеме это вроде бы и ни к чему. Но власть таким образом пытается перехватывать повестку у либеральной оппозиции и работать на большую легитимность следующего президента – о ее неизбежном снижении в случае масштабного применения административного ресурса на выборах Кремль предупреждают даже экономисты, например ЦСР в своем нашумевшем докладе о политическом кризисе.

С предвыборной точки зрения десять тезисов Медведева громки, конкретны и направлены на бизнес-аудиторию. Агитационную роль они выполнят, если хотя бы часть из них будет хотя бы в какой-то мере выполнена. Три года президентства и статистика контрольного управления при президенте показывают, что выполнение его поручений на невысоком уровне.

Можно предположить, что без проблем будут созданы мобильные приемные президента, которые, кстати, пригодятся в предвыборной кампании. Их эффективность придется еще доказать парой-тройкой кадровых решений по губернаторам. Легко назначить и инвестиционных уполномоченных. Будет ли от них толк – вопрос, пока выглядит так, что вместо инвестклимата государство вводит контроль за инвестклиматом.

Ключевыми будут вопросы замены представителей государства в советах директоров и, наверное, снижения ставки страховых взносов. Конкретность поручений имеет неприятную обратную сторону, в случае их невыполнения сложно будет сказать: «Я апельсины приносил».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more