Зачем улучшать историю?

"Повестка дня начавшегося сегодня в Москве первого Всероссийского съезда учителей истории и обществознания предсказуема. Более 1 000 педагогов и методистов обсудят перспективы исторического образования, стандарты изучения предмета и учебные пособия. Однако съезд — не просто форум специалистов". (http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/257619/uluchshit_istoriyu)

В том наша и беда, я про Россию, что история, как учебный предмет у нас уже давно не существует. Это оружие в борьбе за воспитание гражданина. И даже патриота.

Не получится. Я о воспитании гражданина и патриота с помощью истории. Пробовали, причем именно в наших родных осинах пробовали. Безрезультатно.

Даже призвав на помощь преподавание в школе Закона Божьего, гражданско-патриотичекого воспитания ученика не случится. Мы же это проходили.

В Российской империи, в соответствии с законами, в учебную программу «в тех училищах, где обучаются истории и географии» должны были быть включены «русская история и русская география». Но бесполезно изучать русскую историю и географию в стране, где крестьян освобождают от крепостной зависимости мало того, что поздно, да еще и на кабальных условиях.

Географические и исторические прелести учебников не в состоянии убрать или даже прикрыть тяжкие стороны жизни тогдашней России. Ограничение на право поступления в средние и высшие учебные заведения, черта оседлости, тотальный контроль учащихся гимназий и других средних учебных заведений, скандальное увольнение ректора Московского университета и многое другое.

Конечно, в сравнении с тем, что потом началось при большевиках, жизнь в Российской империи была не так уж и тяжела, но кто же из благонамеренных чиновников, интеллигентов, предпринимателей, мещан и прочих, ратуя за оставление в расписании того же Закона Божьего, мог себе представить ТАКОЕ будущее. Представить, что юноши и девушки по самую макушку напичканные писанием, российской же историей и географией, сначала ни на грош не будут в это верить, а потом устроят революцию? Революцию, последствия которой мы расхлебываем по сей день.

Может быть… Да нет, не может быть, я точно знаю. Если реальная жизнь состоит из отписок и отговорок чиновников, тотального воровства и пренебрежения мнением и интересами тех, кто многое умеет и делает сам, то никакие правильные курсы истории нас не спасут. Мало того, дети всегда прекрасно чувствуют фальш, когда общаются с взрослыми, тем более учителями. Потому и не надо морочить им голову «взвешенным подходом» к российскому прошлому, пока в настоящем творится неизвестно что.