Трудовое право ущемляет и работодателей, и работников

Дмитрий Медведев считает российских наемных работников ущемленными в правах, а работодателей – недостаточно социально ответственными. На совещании по вопросам улучшения условий труда рабочих он назвал диалог между работниками и предпринимателями неравноправным, социальные гарантии – минимальными и призвал работодателей к большей социальной ответственности. Президент полагает необходимым расширить права тружеников за счет коллективных договоров, большинство которых сейчас только копируют нормы Трудового кодекса.

Российское трудовое законодательство и механизмы взаимодействия персонала и работодателей действительно пора совершенствовать. Вопрос, в чью пользу складываются трудовые отношения, если обе стороны следуют букве закона. Работники дискриминируются в России преимущественно тем, что налоговый пресс, административные барьеры и статусная рента чиновников мешают предпринимателям создавать современные производства с хорошими условиями труда и достойной зарплатой. По мнению многих экспертов, действующее трудовое законодательство нередко защищает трудящегося так, что его строгое соблюдение затрудняет своевременное сокращение штата, спасающее от разорения и массовых увольнений. Оно, например, не позволяет повысить или сохранить зарплату усердным работникам за счет увольнения лодырей и тем самым снижает стимулы к эффективному труду. Индекс защиты работника в России, который определяется по сложности увольнения и найма, – 3,3, выше, чем в Евросоюзе (2,4) и развивающихся экономиках (2,5). Законы позволяют трудовой инспекции, судам и прокуратуре восстанавливать уволенных на работе, не вдаваясь в экономическую обоснованность их увольнения, возбуждать уголовные дела против менеджеров и собственников фирм, сокративших персонал. Трудовая и налоговая инспекция негативно реагируют на попытки работодателей снизить зарплату сотрудников из-за снижения доходов компании, даже если сами сотрудники не возражают.

Процедура приема на работу в России крайне бюрократизирована, у нас, как и в советские времена, есть трудовые книжки. Чтобы правильно оформить прием и перевод каждого работника, бизнесу приходится оформлять десятки различных документов. Причем в отличие от налогового права трудовое не знает «упрощенки» для мелких предпринимателей.

Исследование Нины Вишневской и Ростислава Капелюшникова из Высшей школы экономики «Инфорсмент трудового законодательства в России: динамика, охват, региональная дифференциация» показало, что активность госорганов почти не снижает безработицу, но тормозит развитие экономики и снижает конкурентоспособность честных фирм по сравнению с нанимающими и увольняющими персонал вчерную.

Может быть, строгость законов смягчается незнанием работниками своих прав и слабой судебной защитой? В 2008 г. суды рассмотрели 442 200 трудовых споров (4,5% общего числа гражданских дел), в 2009 г. – 823 390 (7%), в первом полугодии 2010 г. – 426 144 (7,6%). Рост активности граждан и госорганов в защите трудовых прав налицо. В 2008–2010 гг. истцы выиграли от 56% до 58% дел о восстановлении на работе. Победой заявителей в эти годы завершились 95–97,6% споров о заработной плате.

Российские трудящиеся действительно ущемлены по сравнению с зарубежными только в правах на забастовку и на объединение в независимые профсоюзы. 410-я статья Трудового кодекса требует одобрения забастовки половиной работников и парализует протесты на производствах со сменным режимом труда. 413-я запрещает ее в больницах, на транспорте, на предприятиях энерго-, тепло- и водоснабжения. Упрощение порядка увольнения профсоюзных лидеров в феврале 2010 г. облегчило прессинг тех, кто борется за права работников. Смешно сказать, в России в 2008 г. были зарегистрированы четыре забастовки, в 2009 г. – одна, в 2010 – ни одной (!). Зато суды удовлетворили в 2008 г. 28 исков о признании забастовок незаконными (они не учитываются Росстатом), в 2009 г. – 40, в первой половине 2010 г. – еще 13.

Этот дисбаланс давно пора устранить.