Как жить без Лунного проекта

Анонсы правительственного совещания о развитии космической отрасли гласили, что Владимир Путин проведет его 7 апреля в городе Гагарине, а космическая отрасль на рубеже 2030 г. будет готова создать базу на Луне. Но премьера не пустила в Гагарин нелетная погода, а сам премьер, похоже, пока что не пустил космонавтов на Луну.

На заседании замминистра экономического развития Андрей Клепач предложил разработать долгосрочную государственную программу космической деятельности до 2025 г., поскольку сейчас такой нет, а есть свод действующих или разрабатываемых ФЦП. Путин попросил Роскосмос и РАН разработать такую программу к августу.

Это здравое решение – не давать денег просто к юбилею полета Юрия Гагарина под непонятные планы, а попросить эти планы доработать независимо от памятных дат.

Путин, конечно, не мог не сказать разных добрых слов об успехах в космосе. Россия-де обеспечивает 40% космических запусков в мире и может увеличить долю на 5–10%; в 2011 г. на орбиту будет запущен радиотелескоп и новый спутник для наблюдения за чрезвычайными ситуациями, а к спутнику Марса полетит аппарат «Фобос-грунт», который должен привезти пробы грунта; что в 2013 г. начнутся испытания ракет-носителей «Ангара», а в 2015 г. – новой ракеты «Русь-М», которая в 2018 г. должна с космонавтом на борту взлететь с нового космодрома «Восточный», и т. д.

Правда, многие из этих проектов готовились десятилетиями и как пойдут испытания – бабушка надвое сказала. Критически важный для российских властей проект «Глонасс» вроде и развивается, но, как известно, не все спутники долетели до орбиты – из-за этой и других неудач контракт руководителя Роскосмоса Анатолия Перминова не будет продлен. Подводя итоги 2010 г., вице-премьер Сергей Иванов подверг разгромной критике работу агентства, которое сорвало планы по созданию новых космических аппаратов.

Финансирование космических программ государством в последнее время росло, по его объему Россия на четвертом месте в мире после США, ЕС и Китая. Хотя в абсолютных цифрах мы сильно уступаем лидерам. Тем не менее логично, что государство требует и роста отдачи от отрасли. Решит ли все проблемы замена главы Роскосмоса?

Специфика космической отрасли в том, что только большой проект дает настоящий мультипликативный эффект – в науке, промышленности, гражданских и военных технологиях, медицине, образовании и т. д.

Такими проектами в XX в. были советская программа пилотируемых полетов и американская лунная. Проблема состоит в том, что сейчас невозможен национальный большой проект в космосе, слишком значительные ресурсы – финансовые и квалифицированные человеческие – для этого необходимы. Человечеству, в принципе, нужно бы полететь на Луну и Марс, но сможет ли человечество договориться сделать это совместно и когда – большой вопрос, отчасти из области гуманистической фантастики.

Поэтому если, например, Роскосмос собирается строить базы на Луне – это вызывает нездоровую, но объективную реакцию. С другой стороны, космос – одна из немногих сфер, где у России сохраняется остаточная компетенция, которой нет у большинства других стран. И как ни странно порой звучат слова политиков о космической отрасли как локомотиве развития экономики и инноваций, других локомотивов у нас в общем-то и нет.

Есть конкретные прикладные задачи в космосе, которые надо решать, – связь, разведка, метеорология, спасение и т. д. Но нужно кардинально реформировать отрасль, которая сохранила структуру и методы управления с советских времен. Сейчас она фактически замкнута на себя – а необходимо разработать стратегическую систему управления, при которой государство будет ставить задачи и получать обратную связь. Нужно менять структуру по западному опыту: там в крупных многоотраслевых корпорациях космическая часть занимает небольшую долю, что позволяет терпеть ее низкую окупаемость и использовать научные достижения; у нас космическая промышленность опять же кооперируется сама с собой. И необходимо продолжать развивать международное сотрудничество, пусть пока и без большого проекта.