Национальных лидеров не выбирают

Депутат Константин Затулин возразил Дмитрию Медведеву и присягнул Владимиру Путину. Его наказали. Само по себе это еще не кризис, а эпизод. Но что если Затулин – первая ласточка?

Объявленная в 2008 г. генеральная линия не менялась: Путин – лидер и вождь, Медведев – его соратник и президент. Это формула тандема. Они заодно. В этой логике открытая критика в адрес Медведева является одновременно вызовом Путину и относится к запрещенным приемам. Примерно за это был снят с работы Юрий Лужков.

Лужков сознательно шел на обострение, понимая, что дни его сочтены. Возможно, Затулин придерживается той же тактики. Это детали. Важнее, что он дезавуирует официальную повестку дня: оказывается, велосипедов не один, а два и они мчатся навстречу друг другу по узкому коридору. Если никто не свернет, авария неизбежна.

Затулин предупреждает Путина об опасности: одна из групп внутри аппарата ведет свою игру, прикрываясь принятой риторикой. Доходит до того, что депутатов от «Единой России» подвергают репрессиям за поддержку лидера партии.

У Затулина для Путина есть рецепт: надо обострить ситуацию – вскрыть ее. Надо дать людям выбрать между двумя лидерами – и победить в открытой борьбе. Хорошая возможность убить двух зайцев: и безопаснее, и честно по отношению к обществу. Затулин свой выбор сделал.

Этой идее не откажешь в логике. Времена единства и согласия, кажется, позади. Период двоевластия в России подходит к концу. Любому видно: сегодня премьер и президент больше похожи на лидеров двух конкурирующих партий, чем на единомышленников и партнеров. Почему бы не назвать вещи своими именами? Спор из-за Ливии показал, что у них противоположные приоритеты во внешней политике. Они взывают к разным аудиториям – это выпукло проявилось в дискуссии о страховых взносах. Оба ведут себя так, будто у них предвыборная кампания.

Активно втягиваются группы поддержки и интересов. Одни проектируют под своего кандидата следующий виток модернизации, другие за это тащат их к прокурорам. Силовики погрузились в склоку, непривычно дерзит крупный бизнес. Разве это не травмоопасная ситуация?

Так почему бы не перевести виртуальную кампанию в реальный режим? Ведь напряжение будет только расти. А у альтернативных выборов есть то преимущество, что они наделяют победителя легитимностью. Разумеется, это невозможно. Во-первых, уже объявлено, что следующий президент будет определен в приватной беседе. С какой стати менять план? Во-вторых, риски: что, если соратники вдруг окажутся нелояльны? В-третьих, избранная власть – это другой тип власти. Национальных лидеров не выбирают. Ими становятся.

Так что депутат оказывает своему лидеру медвежью услугу – подбрасывает дрова в огонь, предлагая неприемлемый вариант решения проблемы. Вряд ли нас ждет парад присяг – не та эпоха. Но кадровая ротация в самом начале. Новых эксцессов не избежать, и от каждого по фундаменту вертикали пойдет своя небольшая трещина.