Следить за Андреем Козловым было просто

Помощь милиционеров и сотрудников других силовых структур преступникам, организовавшим убийство первого зампреда ЦБ Андрея Козлова (подробности во вчерашней статье на стр. 01), сама по себе вряд ли удивит обывателей. Они знают, что сотрудники правоохранительных органов за деньги могут убивать, истязать и арестовывать предпринимателей и просто людей, участвовать в акциях рейдеров и захватывать бизнес. Однако милицейская прослушка Козлова не просто очередной тревожный сигнал о неблагополучии в системе. Эта история показывает: сложившиеся отношения в правоохранительных органах и, если говорить шире, в бюрократическом аппарате создают опасность уничтожения одних его представителей другими. И дело даже не в том, что, как говорят действующие сотрудники, судьи штампуют постановления о прослушивании фигурантов уголовного дела, не вникая, имеет ли объект прослушки отношение к нему.

Важнее и опаснее то, что коррупция перестала быть болезнью госаппарата, а стала его обыденной жизнью. Милиционеры, помогавшие убийцам Козлова, и судья, санкционировавшая прослушивание, вероятно, настолько привыкли к таким ситуациям, что и не поинтересовались личностью и статусом очередного «клиента» и не беспокоились за последствия собственной работы.

Будничность использования служебных полномочий в личных целях и невысокие расценки на услуги пугают. Получается, что никто – ни обыватель, ни бизнесмен, ни журналист, ни общественный деятель – не застрахован от формально законной слежки и его жизнь и здоровье, не говоря уже о репутации, стоят совсем недорого. Действующие сотрудники МВД говорят, что если бы организаторы прослушки знали, за кем следят, то отказались бы от выполнения поручения. Возможно. Но не исключен и другой вариант – повышения цены за статус подопечного. В любом случае дело мытищинских милиционеров показывает, что вырождение госструктур зашло так далеко, что слежка грозит не только «чужим» – обывателям, журналистам и бизнесменам, но и «своим» – высокопоставленным чиновникам. Потенциальным фигурантам слежки придется нанимать собственную охрану или «крышу» от другой силовой структуры. В такой войне не бывает победителей – это самоуничтожение государства.