То ли не согласовал с Кремлем, то ли не так согласовал

Бизнесмен Виталий Юсуфов опять оказался участником запутанной сделки, и на этот раз она стоила его отцу Игорю Юсуфову кресла спецпредставителя президента.

В минувший понедельник находящийся в Лондоне президент Банка Москвы Андрей Бородин заявил, что продал Виталию Юсуфову около 20% акций банка. Причем выяснилось, что деньги покупателю выдал тот же Банк Москвы в виде двухлетнего кредита на $1,1 млрд под залог немецких верфей Nordic Yards.

Виталий Юсуфов подтвердил, что купил компании, владеющие акциями банка, – так попросил структурировать сделку Бородин. Последний уверял, что Юсуфов действовал в интересах ВТБ: «Эта сделка обсуждалась с ноября, и г-н [президент ВТБ Андрей] Костин неоднократно участвовал в таких обсуждениях, шаги покупателя были согласованы с ВТБ». Но ВТБ в тот же день объявил, что вообще не договаривался с Виталием Юсуфовым о приобретении им акций Банка Москвы в интересах ВТБ.

Виталий Юсуфов не в первый раз выступает посредником в запутанной сделке. Так, в 2009 г. он купил у германского правительства немецкие верфи Wadan Yards в рамках процедуры банкротства за 40 млн евро. Это случилось вскоре после того, как Ангела Меркель и Дмитрий Медведев обсуждали судьбу германских судостроительных заводов. Спустя полтора года после сделки Ernst & Young оценил эти верфи, а они принадлежали структуре Юсуфова Nordic Yards, в 10 раз дороже.

До сих пор остается непонятным, чьи интересы в сделке с Банком Москвы представлял Виталий Юсуфов, что он выгадал от нее и поменял ли вообще владельца пакет Бородина.

Первые последствия уже есть – отец Виталия Юсуфова лишился поста, который он занимал почти семь лет. В Кремле назвали отставку Игоря Юсуфова «результатом несогласованной сделки [по покупке доли в Банке Москвы]». Но чиновники из окружения Медведева по-разному расшифровывают эту фразу: одни говорят, что Игорь Юсуфов поплатился за то, что его сын ссылался на «административную поддержку в Кремле», которой не было; другие настаивают, что поручение выступить посредником в сделке у Юсуфова-младшего все же было, но он не выполнил взятые на себя обязательства и провел сделку с Бородиным не так, как договаривались.