Чем грозит девальвация белорусского рубля?

Свободное плавание, а затем окончательная девальвация валюты в Белоруссии - это ключевое внутриполитическое событие.

Чтобы стабилизировать внутренний валютный рынок Белоруссии, Россия может одолжить ей $1 млрд. Этот вопрос решится до конца апреля. В противном случае белорусский рубль ждет девальвация, а белорусов и белорусскую экономику - очередной стресс. Какими могут быть последствия?

Сергей Гуриев, ректор Российской экономической школы (РЭШ):

Девальвация в такой стране, как Белоруссия, - это ключевое внутриполитическое событие. Если есть контроль за СМИ, то можно долго рассказывать, что режим успешен. Но девальвация — это новость, которая достигает каждого гражданина, потому что каждый видит курс в обменном пункте. Поэтому девальвация равносильна объявлению, что руководство страны не справилось со своими обещаниями. Возможно, что это не приведет к каким-то внутренне-политическим изменениям, но всем станет ясно, что девальвация эквивалентна тому, что Лукашенко публично отказывается от своих обязательств.

Очень трудно прогнозировать перспективы развития таких политических систем. В принципе, если Россия и Запад не придут на помощь Белоруссии, то девальвация неизбежна, а режим Лукашенко достаточно скоро действительно зайдет в тупик. До сих пор, правда, в критические моменты он всегда выходил из трудной ситуации, находя поддержку либо в России, либо на Западе, что делает ему честь как искусному тактику. Но поможет ли Россия и на каких условиях, пока непонятно. На конференции Института Питерсона и РЭШ в пятницу в Вашингтоне Алексей Кудрин сказал, что Россия обусловит выделение средств для Белоруссии некоторыми условиями, в том числе по изменению экономической политики, сокращению дефицита бюджета и т. д. Но он не сформулировал четко, что это за условия, и не поставил никаких конкретных параметров самой сделки. На мой взгляд, это решение [о финансовой помощи] чисто политическое и будет приниматься высшим политическим руководством России, действия которого предсказывать очень трудно.