Россия не готова к пожарам, а они уже начались

Весна в Южной Сибири, Забайкалье и на Дальнем Востоке оказалась в прямом смысле горячей. Непривычная – местами до 28 градусов – жара вызвала лесные и травяные пожары. Их площадь, по данным региональных управлений МЧС, значительно больше, чем в прошлом году. Чрезвычайная ситуация пока не объявлялась, но на спутниковых картах заметно, что больше всего условных знаков сосредоточено в Кемеровской области, Забайкалье, Амурской области и Приморье.

Объективные причины пожаров – очередная погодная аномалия, невысокая культура местных жителей, устремившихся отдыхать в леса, наконец, бескрайние просторы, за которыми трудно уследить.

Есть и субъективные. Ведомства, занимающиеся охраной лесов, местные и региональные власти, ответственные за безопасность населенных пунктов и инфраструктуры в пожароопасных районах, должны были учесть уроки огненного лета 2010 г., ущерб от которого, по официальным оценкам правительства, составил 675–900 млрд руб. Некоторые выводы сделаны: для предупреждения и ликвидации пожаров уже создана межведомственная группировка численностью более 90 000 человек и 16 000 единиц техники, в том числе 146 самолетов и вертолетов. Радует, что госорганы стремятся заранее готовить волонтеров там, где сил профессиональных пожарных может не хватить.

Но часть чиновников явно надеется, что на смену аномально жаркому лету придет аномально дождливое.

Руководитель МЧС по Курской области Василий Зубков отметил, что во многих населенных пунктах не работают пожарные насосы, не оборудованы подъезды к водоемам. Не все благополучно и в столице. План переброски сил и средств пожаротушения для оказания помощи регионам Рослесхоз намерен подготовить к 1 июня. План противопожарного обустройства лесов Московской области будет готов и вовсе к 1 декабря. Наконец, Рослесхоз намерен провести профилактическое выжигание 2,3 млн га лесов. Больше всего – в Забайкальском крае, Якутии и Амурской области. Возможно, пожарные плохо проинформированы о планах другого ведомства. Защитники природы опасаются, что контролируемые палы могут превратиться в настоящие пожары.