Хорошо помирать в больнице

«Более 30% российских больниц не имеют горячей воды – 30%! Свыше 8% не имеют водопровода, 9% – даже нет канализации». Владимир Путин, председатель правительства России

В древнем городе примерно в 150 км от Москвы работала себе больница – районная. Располагалась она в двухэтажном здании – бывшем братском корпусе монастыря постройки XVII что ли века; там раньше монахи жили по одному в келье, а когда кельи стали палатами, больных начали класть по четверо. Тесновато, но терпимо. Ходячих помещали на втором этаже, лежачих – на первом.

Водопровода в этой больнице не было, прочие удобства – во дворе. Поэтому ходячие больные, когда им приходила фантазия посетить туалет, выносили заодно судна и утки за лежачими больными. Ходячие мужчины служили еще и водоносами, а зимой – истопниками, поскольку прогресс, достигнутый с XVII в., заключался в замене дров углем; а ходячие женщины помогали поддерживать чистоту в палатах и на кухне.

Из оборудования больница располагала кардиографом, стерилизатором, несколькими тонометрами и кружками Эсмарха. Из лекарств в изобилии были слегка просроченные антибиотики, преимущественно пенициллин; в остальном больные находились на самообеспечении. Еду откуда-то привозили, но для видимости.

Когда председатель Путин заявил в отчете перед Думой, что, оказывается, канализации нет в 9%, а водопровода – в 8% больниц России, мне эта история живо вспомнилась, хотя она и не сегодняшняя, а из недавнего прошлого. Вспомнились и старухи, весело чирикавшие на лавочке возле входа; и как одна из них вдруг брякнула, ни к кому как бы не обращаясь: «Хорошо в больнице помирать, поговорить есть с кем. Правда, девочки?»

Надо надеяться, часть из тех 460 млрд руб., о которых торжественно говорил в Думе председатель правительства России, достанется этой больнице или похожим на нее лечебным, условно говоря, учреждениям.

Надо надеяться и на то, что Владимир Путин вообще прекратит говорить о проблемах туалетного масштаба – разве это его дело? В каждой российской больнице просто должны быть отопление, канализация и вода, и никак по-другому. Тут не нужна политическая воля, нужно один раз тихонько сказать – и велеть проследить, чтоб сделали. И уволить с публичным позором, если не сделают.

Если не удивляться каждой мелочи из жизни гигантской страны, легче будет и руководителю, и, видимо, стране.